Меню
Закрыть

first_screen

регистрация товарного знакаТоварный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Знак обслуживания — обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Установленные Гражданским кодексом Российской Федерации правила о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания.

Таким образом, товарный знак (он же – знак обслуживания) предназначен индивидуализировать (отличать) товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей.

Кто может зарегистрировать торговые знаки?

Необходимо помнить, заявка на государственную регистрацию товарного знака, а также знака обслуживания подается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Физическое лицо в Российской Федерации, к сожалению, в настоящее время не может подать заявку, чтобы зарегистрировать знак. Законодатель объясняет этот запрет тем, что товарные знаки представляют собой средство индивидуализации товаров и услуг, используемое в целях обеспечения конкурентоспособности предприятия, а законодательство РФ не предусматривает возможность ведения предпринимательской деятельности физическим лицом. Любопытно, что до недавнего времени Роспатент фактически не имел возможности на системной основе осуществлять проверку того факта, что лицо, подавшее заявку, является зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, и поэтому некоторое время тому назад физическое лицо имело возможность «зарегистрировать» товарный знак. С другой стороны, такая регистрация, в силу положений п. 3 ст. 1512 ГК РФ, могла быть оспорена, и регистрация такого товарного знака прекращена. Однако в настоящее время, в связи с требованием об обязательном указании ОГРНИП в заявке на регистрацию товарного знака, такая возможность просто отсутствует.

Чтобы зарегистрировать коллективный знак, заявка подается объединением лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано.

Право на государственную регистрацию товарного знака, а также знака обслуживания может перейти к другому лицу (преемнику права) или быть ему передано.

Права передаются в случаях и по основаниям, которые установлены законодательством Российской Федерации, в том числе в порядке универсального правопреемства, или по договору.

Какие обозначения могут быть зарегистрированы как товарный знак?

Согласно ст.1482 ГК РФ как товарный знак могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Нетрадиционные виды торговых марок

товарный знакДанная статья устанавливает неисчерпывающий перечень видов марки и их комбинаций, предусматривает возможность существования других видов, но не указывает их.
За рубежом к другим обозначениям относятся малораспространенные товарные знаки, которые принято считать «non-traditional», что в переводе с английского означает «нетрадиционные», к ним относят: звуковые, световые, обонятельные знаки (знаки-запахи), динамические (движущиеся, изменяющиеся), голографические, вкусовые и др.

Несмотря на то, что российское законодательство дает права для регистрации данных знаков, регистрация нетрадиционных товарных знаков значительно сложнее.

Наверно именно поэтому в основном они регистрируются за рубежом.

Как зарегистрировать товарный знак?

Чтобы зарегистрировать товарный знак необходимо оформить заявку и подать ее в Роспатент, в состав которой входит:
-заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя;
-заявляемое обозначение;
-перечень товаров и/или услуг, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ);
-описание заявляемого обозначения.

Сотрудник Роспатента осуществляет административные процедуры:
1) прием и регистрация заявки;
2) публикация в официальном бюллетене Роспатента сведений о поданных заявках;
3) проверка уплаты пошлин и формальная экспертиза заявки;
4) экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака, на соответствие требованиям законодательства;
5) рассмотрение заявлений и ходатайств, поданных заявителем по собственной инициативе;
6) принятие решения о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации;
7) регистрация товарного знака в Государственном реестре, публикация сведений о государственной регистрации товарного знака и выдача свидетельства на товарный знак.

Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака изложены в ст.1483 ГК РФ.

Общий срок предоставления гос.услуги составляет восемнадцать месяцев и две недели.

 

Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака

товарные знакиНе допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения

Что нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака

Обозначения, вошедшие во всеобщее употребление
Товарный знак не может быть зарегистрирован, если он представляет собой обозначение, которое вошло во всеобщее употребление и указывает на определенный вид товара. Это возможно при утрате различительной способности и размывании ТЗ. Так, например, произошло с известными зарубежными товарными знаками «Xerox», «Дизель», «Граммофон», «Диктофон», «Jeep», «Примус» и другими.

В результате длительного и широкого использования такие обозначения стали нарицательными и служат теперь в качестве указания на вид товара, который может выпускаться разными производителями.

Общепринятые символы и термины
Не подлежат охране те товарные знаки, которые содержат в своем составе обозначения, символизирующие соответствующую область деятельности (машиностроительная, химическая, медицинская). Аналогично, в словесной части товарного знака не должны содержаться общеупотребительные термины: «ампер», «джоуль», «ом» для электротехнических товаров, «метр», «килограмм», «минута» для измерительных приборов, «рубль», «доллар», «золотой» для банковских услуг.

Знак не должен указывать на качество, количество, свойство, назначение, ценность товара

Не допускается прямое или косвенное указание в ТЗ данных о товаре, которые носят описательный характер:
-вид продукции (например, «сок», «колбаса», «водка», «кефир»)
-качество («премиум», «высококачественный продукт», «качество, помноженное на опыт»)
-характеристики – количество («литр», «грамм» и другие, как в полной, так и сокращенной форме), назначение («для малышей», «для ценителей», «для детей от 0 до 3 лет» и другие)
-материалы и сырье, из которого он изготовлен («молочный», «сливочный»)
-ценностные и другие свойства («шоколадный», «настоящий», «твердый», «настоящий сырный вкус», «100 баксов» и другие)
-местонахождение производства или сбыта («made in Europe», «вологодское», «уральский»)
-время изготовления (дата производства часто важна для спиртных напитков и косвенно указывает на их свойства – выдержку)
-способ производства или реализации («розница по оптовым ценам», «ручная работа», «от склада»).

Но может быть зарегистрирована такая марка как:
-«Арктика» – для мороженого или холодильников;
-«Памир» – для чая;
-«Арбат» – для химических продуктов, машин, станков;
-«Каспий» – для алкогольных напитков.

Форма товара
Если знаки представляют собой только изображение формы товара (упаковки) и при этом не выполняется условие различительной способности, то такие обозначения не могут быть зарегистрированы в патентом ведомстве. Исключительное право на подобные графические решения не предоставляются.

Так, например, не смог получить право на охрану в России международный товарный знак №944650 немецкой компании Ludwig Schokolade GmbH & Co. KG. Основанием для отказа в получении прав стало то, что обозначение представляет собой изображение плитки шоколада, не обладающей различительной способностью.

Все вышеперечисленные элементы могут включаться в товарный знак как неохраняемые (ст.1483 ГК РФ). Это значит, что они могут использоваться и другими производителями без запрета со стороны обладателя правами на обозначения. При подаче заявки на регистрацию товарного знака необходимо обязательно указать, какой из элементов является неохраняемым. В противном случае экспертиза вынесет отрицательное решение.
Единственным условием для таких элементов является то, что они не должны занимать доминирующее положение в обозначении.

Доминирующие элементы
При определении доминирования неохраняемого элемента учитываются следующие факторы:
-его размеры по сравнению с остальными (он не должен выглядеть более крупным);
-общее визуальное восприятие, оказываемое на потребителя;
-оригинальность исполнения, которое способствует привлечению внимания и выделению неохраняемого элемента (яркое цветовое и графическое решение, необычный шрифт);
-расположение (если неохраняемый элемент находится в центре знака, то он является доминирующим).

Государственная символика
Не допускается регистрация товарных знаков, в состав которых входит государственная символика: гербы, флаги, девизы, гимны и другие. Если правообладатель получил право использовать такие элементы (в России его может выдать Геральдический совет при Президенте РФ), то они должны быть оформлены как неохраняемые и не занимать доминирующее положение в знаке.

Однако получить права от уполномоченных организаций трудно. Они выдается тем учреждениям, деятельность которых связана с государственной властью или выполнением особых задач.

Знаки отличия

В товарных знаках не должны присутствовать следующие знаки отличия:

-государственные контрольные и гарантийные клейма, служащие для подтверждения качества товара или его соответствия определенным стандартам
-пробирные клейма, применяемые для маркировки пробы драгоценных металлов (золото, серебро, палладий, платина)
-знаки соответствия требованиям сертификационных организаций (отраслевые, национальные и международные)
-государственные печати
-награды (медали, ордена и другие государственные знаки отличия).

Введение потребителя в заблуждение
Не подлежит регистрации товарный знак, который является ложным или может ввести потребителей в заблуждение в отношении свойств товара или его производителя. Это может выражаться в следующем:
– если знак имитирует товары или упаковку чужого «раскрученного» бренда, завоевавшего хорошую репутацию среди потребителей;
– если в ТЗ вкладывается определенный семантический смысл, не соответствующий реальным характеристикам товара;
– когда дистрибьютор регистрирует на свое имя товарный знак зарубежного производителя без его разрешения (в целях недобросовестной конкуренции);
– при неиспользовании товарного знака его владельцем и предъявлении претензий добросовестному производителю (так называемые «патентные тролли»), а также при других обстоятельствах, которые позволяют сделать вывод о недобросовестности действий.

Данный вид нарушений чаще выявляется уже после регистрации ТЗ и пресекается в судебном порядке.

Срок действия исключительного права на товарный знак

Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Роспатент. Его можно продлить на 10 лет неограниченное число раз по заявлению обладателя правами на обозначение.

Способы подачи заявки на регистрацию товарного знака

Заявку на регистрацию товарного знака можно подать следующими способами:

– почтой по адресу: Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993.
– непосредственно по адресу: Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1 с правого торца здания;
– по факсу: +7 (495) 531-63-18 с последующим представлением оригиналов документов заявки;
– с использованием электронно-цифровой подписи.

Юристы Бюро «ВИС» помогают при регистрации товарных знаков и получении прав на товарный знак.

Компания занимается этим уже более 30 лет и берется даже за самые сложные случаи. Для нас нет ничего невозможного!

Патентные поверенные детально изучат ваш знак и подберут индивидуальную стратегию по работе с товарными знаками.

Свяжитесь с нами по телефону или через форму на сайте, и мы с радостью ответим на ваши вопросы!