с 30-ти летним опытом
работы
Узнаваемость и уникальность бренда является очень важным фактором успешного бизнеса. Основным инструментом для этого считаются знаки индивидуализации – в гражданском законодательстве известные как товарные знаки, применяемые для продукции или знаки обслуживания, которые используют поставщики услуг или работ.
Зарегистрированный товарный знак дает правообладателю существенный профит по сравнению с конкурентами.
В статье 1477 Гражданского кодекса РФ содержится официальное определение товарного знака как обозначения, служащего для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, исключительное право на которое удостоверяется специальным документом – свидетельством. Таким образом, говорить о товарном знаке как об имуществе, находящемся под правовой защитой, с точки зрения законодательства возможно только после официальной регистрации товарного знака, итогом которой является выдача правоустанавливающего документа – свидетельства. Кроме того, в законе императивно очерчен круг субъектов этого исключительного права – юридические лица или индивидуальные предприниматели. Отметим, что в январе 2022 года в Государственную думу был внесен законопроект о расширении сферы возможных владельцев собственной торговой марки. Его принятие позволит любому гражданину зарегистрировать имя, фамилию, название группы в социальной сети или своего сайта. С одной стороны, такие изменения давно назрели, ведь Россия является участницей Мадридского соглашения, которое допускает использование торговых марок для частных лиц, но с другой – предложенная редакция части четвертой Гражданского кодекса РФ не решает многих существующих и потенциальных проблем, например, совместной собственности на товарные знаки, оформление их на квазиюридических лиц – товарищества, паевые фонды, которые сегодня официально юридическими лицами не являются, а также передача прав посредством наследования.
Что касается легализации в качестве торговой марки имени, фамилии или псевдонима – это возможно сделать и в существующем правовом поле. В практике юристов патентного бюро ТИА ВИС есть несколько успешных кейсов с известными персонами. Не так давно наследники Владимира Высоцкого провели регистрацию товарного знака в виде его имени и фамилии, передав право на использование в управление благотворительного фонда имени артиста.

Итак, мы уже увидели, что товарный знак – это не только клеймо на упаковке продукта, как это было раньше.
Впервые товарные знаки у нас были на законодательном уровне классифицированы в Советском Союзе в 1967 году в Указаниях Госкомизобретений СССР, где предусматривалось четыре основных вида – словесные, изобразительные, объемные и комбинированные.
Однако логотипы, то есть изобразительные (или графические) товарные знаки по-прежнему фигурируют более чем в 60% заявок на регистрацию.
Среди самых известных можно вспомнить «Райское наслаждение» — слоган батончиков Bounty, «Управляй мечтой» — Toyota.
Говоря о словесных товарных знаках нельзя не упомянуть ситуацию с перерегистрацией сети реcторанов McDonald’s в нашей стране, за которой с интересом наблюдало патентное сообщество на протяжении последних месяцев. 31 мая этого года появилась информация, что компания ООО «Клуб Отель», которая стала правоопреемником сети, подала в Роспатент заявки на оформление сразу нескольких брендов, среди которых были знаки «Это он», «Точно он», «Весело и вкусно», «Свободная касса», «Тот самый», при том, что изначально выбор проводили из 700 вариантов. 12 июня первые после ребрендендинга рестораны открылись под вывеской «Вкусно и точка».
Кстати, самые внимательные пользователи усмотрели в новом логотипе довольно существенное сходство с неким португальским брендом Matosmix.
Из необычных и пока не очень распространенных видов можно отметить также голограммы – знаки, которые помимо различительной функции несут еще и защитную.
Позиционные товарные знаки – это конкретное местоположение бренда на продукте в определенной пропорции и пространственной ориентации. Например, полоски на боковой части кроссовок известной спортивной марки.
Звуковые товарные знаки могут быть представлены не только музыкальными фрагментами. Компания Whiskas, к примеру, запатентовала мурлыкание кота.
Многие начинающие предприниматели полагают хлопоты, связанные с легализацией торговой марки излишними, и развивают бизнес, используя свой логотип без его официального оформления. Это большая ошибка, которая может стоить потери репутации, крупных материальных издержек, а иногда и полного разорения.
Защита от конкурентов и «патентных троллей»
Во-первых, официальная регистрация товарных знаков предоставляет владельцу исключительные, то есть эксклюзивные права на объекты интеллектуальной собственности.
Это целое сообщество лиц, зарабатывающих в сером поле патентного права. Заметив перспективную компанию или успешного предпринимателя, такие злоумышленники стремятся опередить его в легализации торговой марки на свое имя либо получении исключительных прав на другой объект интеллектуальной собственности, чтобы потом потребовать компенсацию через суд или путем шантажа, не собираясь, при этом, вести никакого однородного бизнеса.
Выход на торговые площадки
Большим преимуществом зарегистрированной торговой марки является не только возможность ее эксклюзивного использования, а также пресечения любой деятельности, где фигурирует ваш товарный знак, без документально оформленного разрешения.
Можно потребовать от виновного лица возмещения убытков, либо выбрать компенсацию за неправомерное использование бренда. Во втором случае профессиональные юристы помогут просчитать наиболее выгодный в конкретном случае вариант компенсации: либо в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей (окончательный размер будет установлен судом исходя из обстоятельств дела), или в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен знак.
Если конкуренты используют не абсолютно аналогичный, а достаточно похожий товарный знак, юристы ТИА ВИС рекомендуют следующий алгоритм, в том числе и для подготовки судебных исков:
— подтверждаем, что использование логотипа не разрешено владельцем;
— устанавливаем, что похожий товарный знак применяли в отношении однородных товаров;
— фиксируем, что в результате возникла вероятность смешения, хотя бы теоретическая.
Получаем выгоду
Использование запатентованного бренда не только дает бизнесу защиту, но и имеет плюсы с точки зрения выгодного использования. Это, например, создание холдинга или сети посредством инструментов франчайзинга, передачи нематериальных активов по лицензии, открытие филиалов.
Зарегистрированный знак, как и любой нематериальный актив ставится на баланс фирмы-правообладателя, тем самым увеличивая размер чистых активов и экономическую привлекательности предприятия. Он может быть передан в банк под залог для получения кредита, продан или передан в пользование.
Проверка тождества
После создания своего логотипа его имеет смысл проверить на уникальность.
Все зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности находятся в базах данных Роспатента. Несмотря на то, что часть из них есть в общем доступе, самостоятельно искать похожие знаки весьма сложно – существуют даже специально разработанные методики поиска, отбора по разным критериям, поэтому многие предпочитают обращаться за подобной услугой к специалистам. Кроме того, срок получения свидетельства на один знак индивидуализации составляет приблизительно год, и все это время, с даты подачи заявки, бренд, который проходит процедуру, уже находится под правовой защитой посредством установления приоритета.
Готовим документы
Для получения правоустанавливающего свидетельства первым делом необходимо заполнить специальную форму заявления в Роспатент, многостраничный документ со множеством полей. Отдельный раздел занимают сведения о заявителе, будущем правообладателе.
Сам знак также должен быть подробно описан как в целом, так и поэлементно.
Выбирать нужно только те классы товаров, которые точно будут выпускаться под товарным знаком. Но обратите внимание, что расширить перечень классов после постфактум нельзя, и всю процедуру придется проходить заново.
Важно обратить внимание, что тождество между знаками не допускается для близких классов товаров, однако может быть принято Роспатентом для категорий, между собой никак не пересекающихся.
В качестве приложения к заявлению потребуется доверенность на подписанта и квитанция об оплате госпошлины, которая платится отдельно за каждую стадию до получения свидетельства.
Оптимальным вариантом будет обращение к патентному поверенному, который вправе подписывать и подавать все документы от имени заявителя.
В случае вопросов со стороны должностных лиц заявителю предоставляется право для ответных аргументов. Отказ ведомства по результатам предоставления этой государственной услуги также есть возможность оспорить.
Если же документы были подготовлены профессионалами, которые к тому же на экспертном уровне могут снять любые вопросы и замечания со стороны регистрирующего органа, практически наверняка решение будет принято положительное и бренд будет внесен в государственный реестр. На этом завершающим этапе предстоит снова заплатить госпошлину – теперь непосредственно за внесение бренда в базу Роспатента и, по желанию – за получение правоустанавливающего свидетельства в бумажном виде.
Исключительное право, удостоверенное свидетельством, ограничено сроком в десять лет, но закон позволяет продлевать его на тот же срок любое количество раз. Для продления следует подать заявление (мы рекомендуем делать это за год до окончания текущего срока) и снова оплатить государственную пошлину. Не стоит забывать о том, что товарный знак является инструментом, в первую очередь, экономическим, поэтому, если вы не будете использовать его в предпринимательской деятельности три года и более, любое заинтересованное лицо может по решению суда прекратить охранный статус торговой марки и, в дальнейшем, перерегистрировать ее на себя.
3 дня
7 000 руб.
20 000 руб. + 1 000 руб. за каждый̆ из классов МКТУ, для которых запрашивается регистрация, свыше 5