Немного терминологии
Торговая марка – это один из вариантов перевода английского термина «trademark», который имеет только один перевод на русский язык с точки зрения права – товарный знак.
Эти термины часто употребляются в качестве синонимов. Такой подход встречается как в нормативных правовых актах, так и в научной юридической литературе. Есть даже несколько случаев в российской судебной практике последних лет, когда высшие судебные инстанции в качестве преюдиции закрепили правомерность применения всех положений гражданского законодательства о товарном знаке к его торговому синониму.
Что касается крупных холдингов и других подобных объединений, для них законодательство предусмотрело возможность регистрации коллективного товарного знака, который можно использовать для производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих общими характеристиками.
Минимальные требования к товарному знаку – его охраноспособность. То есть он не должен: противоречить этическим нормам, содержать государственную символику или состоять только из неохраняемых элементов (общеупотребимые символы, само по себе обозначение товара, например, «хлеб» и т.д).
Веские причины для регистрации
Если вы применяете для своей продукции какой-то бренд, логотип или оригинальное изображение, пренебрегать официальной регистрацией этой марки не стоит. Дело не только в том, что этого требуют все крупные агрегаторы для допуска на площадку, это необходимо для защиты от конкурентов и особого рода рейдеров, которые промышляют «опережением» регистрации какого-то сходного с вашим знака, после чего подают в суд с требованием о компенсации ущерба. Для некоторых компаний, а тем более индивидуальных предпринимателей, такие суды ведут к полному разорению, ведь по закону сумму за нарушение интеллектуального права можно потребовать весьма крупную – до 5 млн. рублей либо в размере двукратной стоимости товаров, на которых неправомерно размещен знак, или же – в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, все это на выбор и по желанию правообладателя, подающего в суд.
Алгоритм регистрации
Предварительный анализ
Прежде чем запускать этот непростой процесс, опытные юристы рекомендуют провести предварительную проверку уникальности вашего знака, чтобы минимизировать риск отказа уже после подачи заявки и оплаты пошлины. Это стандартная процедура для патентного поверенного, ведь все ранее зарегистрированные и находящиеся в процессе рассмотрения товарные знаки содержатся в базе Роспатента. Иногда предприниматели подают заявки на регистрацию похожих логотипов практически одновременно, счет может идти на дни. Приоритет отдается более ранней заявке, а замешкавшегося ждет отказ. Поиск по внутренним базам регистрирующего органа — это не тот случай, когда можно действовать самостоятельно и надеяться на везение, стоит воспользоваться помощью специалистов.
Кроме того, несведущему человеку нелегко разобраться среди вариантов поиска, ведь различают поиск на тождество, по различным классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), поиск на сходство до степени смешения, мониторинг товарного знака и другие.
Профессиональные патентные поверенные обязательно проведут через Роспатент также проверку по поданным, но еще не опубликованным заявкам, сведения о которых пока не содержатся в базах. Ну и разумеется, свою заявку на регистрацию лучше подавать не откладывая, в тот же день, когда пришли результаты проверки, чтобы другие не успели перехватить право приоритета.
Если Вас опередили
Итак, обнаружив в ходе предварительного анализа сходную с нашей уже зарегистрированную или только поданную в виде заявки марку близкого класса МКТУ, мы вынуждены вносить изменения в свой товарный знак. Корректировать изображение, изменять надпись, выбирать другой цвет или т.п.
Подготовка документов
Что касается технической и формальной части, здесь у нас есть некоторая свобода действий. Можно сделать все по старинке самостоятельно – на бумаге с предоставлением непосредственно в Роспатент, либо с помощью современных электронных сервисов: в личном кабинете пользователя Госуслуг или на специализированном сайте Федерального института промышленной собственности (ФИПС) (они предоставляют скидку 30% на оплату госпошлины). В двух последних случаях потребуется электронная подпись заявителя, выданная любым аккредитованным при Минкомсвязи удостоверяющим центром.
Итак, какие нужно собрать документы? Во-первых, заполненное заявление по установленной форме (утверждена Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482). Форму можно скачать на сайте госоргана, ФИПС, или в любой правовой базе. Само заявление небольшого объема, но содержит довольно заковыристые вопросы, над которыми придется поломать голову: перечень товаров, в отношении которых испрашивается планируем использовать знак, сгруппированные по МКТУ, то есть нужно будет точно определить свой класс, что не всегда можно сделать однозначно. На сегодняшний день есть 45 классов МКТУ, 34 для товаров и 11 для услуг. Интуитивно разобраться сложно, например, класс 25 – одежда и обувь, а 26 – кружева, пуговицы и другая отделка. Производителям обуви придется регистрироваться во всех, а если учесть, что есть отдельный класс для изделий из кожи и ее имитации – то и в 18. Если не включить какой-то класс при оформлении заявки, процедуру по нему придется проходить заново и полностью оплачивать госпошлину.
Далее в заявлении требуется указать, какие элементы являются неохраняемыми, является ли знак коллективным, а также выбрать установление приоритета товарного знака: в зависимости от начала открытого показа экспоната на выставке или по другим критериям.
В форме заявления есть специальное окно, в которое вносят изображение знака, ниже его описание. Но можно приложить изображение в виде отдельного документа, в том числе трехмерную модель.
Пошлина
Госпошлина на сегодняшний день составляет 3500 руб. только за регистрацию заявки и 11500 руб. за проведение экспертизы изображения, при условии подачи заявки в отношении одного класса МКТУ. За каждый дополнительный класс придется доплачивать – плюс 1000 рублей за каждый из классов МКТУ на этапе регистрации и плюс 2500 рублей за проведение экспертизы.
Кстати, на сайте Роспатент появился удобный калькулятор патентных пошлин.
Сроки и этапы
Датой подачи заявки на товарный знак считается день поступления документов в Роспатент, но важно понимать, что если они представлены не одновременно (например, позже донесли квитанцию об оплате пошлины), то заявление будет датировано днем поступления последнего документа.
Формальная экспертиза
Первым делом будет проведена формальная экспертиза самой заявки, которая должна быть завершена в течение месяца со дня ее подачи. На этом уровне проверяется наличие всех необходимых документов, приложений, правильность их составления в соответствии с установленными требованиями. В период проведения формальной экспертизы заявитель вправе дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки, в том числе путем подачи дополнительных материалов, однако это не должен быть новый перечень товаров или существенное изменение самого знака, что фактически могло бы быть приравнено к новой заявке. Сам регистрирующий орган также может в этот период запросить у вас дополнительные документы или материалы, в этом случае у вас есть 3 месяца для выполнения такого запроса.
По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению либо выносится решение об отказе в принятии ее к рассмотрению. О результатах формальной экспертизы заявитель уведомляется.
Экспертиза товарного знака
Если на первоначальном этапе было принято положительное решение, начинается процесс экспертизы самого обозначения, в ходе которой проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям и устанавливается приоритет товарного знака.
По результатам этой экспертизы уже принимается финальное решение о том, будет ли ваш товарный знак защищен исключительным правом.
Принятие окончательного решения. Попробуем поспорить
Но бывает так, что у экспертов до принятия решения возникли какие-либо вопросы. Тогда заявителю направляется письмо с предложением представить в ответ свои доводы. Для этого установлен шестимесячный срок. На этом этапе очень важно грамотно сформулировать аргументы в защиту своей заявки. Если возражения составлены при помощи опытных специалистов, вопросы со стороны сотрудников ведомства в значительном числе случаев удается снять и добится желаемого решения по заявке.
Но, к сожалению, обратимость решений государственного органа работает не только в удобную заявителю сторону, а еще и в целях защиты интересов третьих лиц, о существовании которых не было известно при проведении экспертизы. Даже уже принятое положительное решение в отношении товарного знака может быть пересмотрено. Для этого есть несколько причин:
- поступление заявки, имеющей более ранний приоритет (например, выставочный) на тождественное или сходное с ним до степени смешения обозначение в отношении однородных товаров;
- государственная регистрация в качестве географического указания или наименования места происхождения товара обозначения, похожего или аналогичного вашему товарному знаку;
- какие-либо изменения заявителя, которые в случае правообладания им зарегистрованного знака могут привести к введению потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
Тем не менее, даже если последовал отказ, у нас ещё остается право на оспаривание решений государственного регистрирующего органа. Это делается путем подачи туда возражений в течение четырех месяцев.
Получение свидетельства
Если решение по вашему товарному знаку принято положительное – выдается свидетельство на товарный знак. Это электронный документ, но по желанию в течение месяца можно получить его и на бумажном носителе.
Исключительное право, удостоверенное свидетельством, действует в течение десяти лет с даты подачи заявки, но его можно продлять неограниченное число раз на тот же срок. При продлении требуется подать заявление, рекомендуется делать это в год окончания текущего срока. Здесь также потребуется заплатить сравнительно немаленькую пошлину — 20 000 рублей плюс 1000 рублей за каждый из классов МТКТУ свыше 5 и, дополнительно, 2000 рублей за выдачу свидетельства на бумажном носителе по ходатайству правообладателя.