Логотипы есть практически у всех компаний. Они, как и, например, слоганы помогают сделать бренд узнаваемым, выделить его на фоне конкурентов, повысить лояльность потребителей и в итоге увеличить продажи.
Поскольку их роль настолько важна, предприниматель не может ограничиться простым набором знаков и символов, необходима долгая и тщательная проработка с участием большой команды специалистов. Когда в дело вложено столько времени, сил и средств, неудивительно, что предпринимателю хочется оградить свое создание от незаконного использования конкурентами.
К счастью, вы можете зарегистрировать логотип и обезопасить себя от подобных проблем. В этой статье мы поговорим об особенностях и тонкостях такой процедуры.
Для чего нужны логотипы?
Удивительно, но факт: логотипы существовали с незапамятных времен. Они были известны еще три тысячелетия назад, хотя и в более упрощенной форме. Ремесленники из Индии размещали на своих товарах подобие клейма, прежде чем отправить их в Иран на продажу. С развитием торговли такие отличительные знаки стали пользоваться еще большей популярностью.

В то же время, далеко не все владельцы компании, обращаясь в дизайнерское агентство за лого, отчетливо понимают, зачем он им нужен. Некоторые считают, что это просто красивая картинка, которую можно нарисовать и самостоятельно. На самом деле все несколько сложнее. Лого – это часть имиджа предприятия, и в него нужно емко уложить всю суть бренда. Сегодня в Интернете легко найти бесплатные или почти бесплатные генераторы таких эмблем, но если вы серьезно подходите к своему бизнесу, стоит обратиться к дизайнерам и маркетологам.
Удачно сделанные лого выполняют несколько важных функций. Назовем их.
1. Они помогут вам выделиться на фоне конкурентов. Многие потребители судят о товарах и услугах бренда именно по ним. Часто именно они помогают принять решение о выборе того или иного продукта. Именно поэтому очень важно, чтобы лого вызывало только положительные эмоции.
3. Они помогают заслужить доверие у клиентов. Лого есть далеко не у всех фирм, однако им пользуются все крупные бренды. Производителям, у которых он есть, больше доверяют. Покупатель скорее приобретет товар со знакомым обозначением на этикетке, чем без него.
Мы обозначали пять главных функций таких обозначений. Можно также отметить, что подобные эмблемы играют информационную и даже психологическую роли: рассказывают о товаре и пробуждают в потребителе чувства, побуждающие к покупке. Ну и наконец, лого – это гарантия качества.
Почему важно пройти регистрацию логотипа
Любой товарный знак представляет собой нематериальные активы компании, ценность которых может быть соизмерима, а то и превышать ту, коей обладают материальные активы. Однако для извлечения экономической выгоды, а также для корректной работы знака на ваш бренд, необходимо, чтобы он был зарегистрирован. Лицо, обладающее исключительными правами на товарный знак, может пресекать его незаконное использование, а также обращаться в суд и взыскивать убытки, понесенные в ходе таких действий конкурента.
Как проходит процесс регистрации: пошаговая инструкция
На территории Российской Федерации за регистрацию логотипов несет ответственность Роспатент. Процедура состоит из нескольких этапов.
Перечислим их:
– проверка логотипа на уникальность,
– подготовка заявки на регистрацию,
– обработка заявки и регистрация логотипов,
– получение свидетельства о том, что ваш знак зарегистрирован.
Теперь разберем каждый пункт по отдельности.
Проверка логотипа на уникальность
Прежде чем отправлять ваше обозначение на регистрацию, необходимо убедиться в том, что оно не имеет никаких сходств с другими объектами.
Конечно, возможность самостоятельной и бесплатной проверки прельщает многих, однако, к сожалению, базы, находящиеся в открытом доступе, не всегда оказываются полноценными и достоверными. Можно воспользоваться платными базами, но и в них могут отсутствовать некоторые логотипы, которые находятся в процессе регистрации в данный момент.
Почему проверка уникальности так важна? Если вы подадите заявление на регистрацию, а в ходе обработки документов сотрудники Роспатента обнаружат сходства с другим логотипом, вашу заявку аннулируют, и вы потеряете внесенную пошлину. В итоге все равно придется переделывать ваше обозначение, заново заполнять документы и подавать их.
Если вы хотите пройти максимально полную проверку логотипа и быть уверенными в отсутствии схожих знаков, мы рекомендуем обратиться за помощью к специалистам.
Подготовка заявки для регистрации логотипа
В соответствии с законодательством Российской Федерации исключительным правом на товарный знак может обладать либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель. В заявке на регистрацию должны содержаться следующие сведения:
– данные о заявителе,
– изображение вашего логотипа,
– его подробное описание,
– перечень классов МКТУ.
Составлять заявку нужно очень внимательно, чтобы избежать любых ошибок как в данных о заявителе, так и в описании товарного знака. В противном случае при проведении экспертизы сотрудники Роспатента могут отказать вам в регистрации.
Экспертиза заявки на регистрацию вашего логотипа

Если заявка прошла обе экспертизы, то выносится решение о регистрации вашего обозначения. Теперь остается лишь дождаться свидетельства о том, что ваши логотипы были успешно зарегистрированы.
Сколько времени уходит на регистрацию?
В зависимости от типа и сложности подаваемых логотипов срок, который уходит на регистрацию, может варьироваться, однако в среднем процесс занимает от шести до десяти месяцев. Если процедура срочная, то заявка будет обработана за два месяца.
Зарегистрированные объекты могут свободно использоваться заявителем бессрочно, однако раз в десять лет необходимо проходить процедуру продления регистрации. Кроме того, если за это время компания претерпела какие-либо изменения, например, адрес стал другим, необходимо своевременно внести их в реестр.