Меню
Закрыть

Регистрация домена как товарного знака

08.09.2021

Возможность объединить торговый знак с доменом принадлежащего компании сайта открывает его владельцу очень широкие возможности — это не только защита компании от недобросовестной конкуренции, но и заметное повышение узнаваемости на рынке, так как потенциальные покупатели сегодня все чаще ведут первичный поиск нужного товара в сетевом пространстве, и ассоциативный ряд «увиденное на сайте – увиденное на прилавке» укрепляет интерес к товару. Кроме того, веб-страница позволяет подробно описать характеристики товара, способы его применения и опубликовать отзывы о нем, что невозможно сделать в полной мере ни в наружной рекламе, ни на этикетках.

Каковы особенности включения названия торговой марки (товарного знака) в доменные имена?
Доменное имя – символьное обозначение, обеспечивающее переход пользователя к сайту. Само по себе оно не является интеллектуальной собственностью. Ограничений в выборе виртуального имени для сайта практически нет. Отказать в его регистрации могут, если оно противоречит нормам морали и общественным интересам, начинается или заканчивается дефисом либо включает в себя недопустимые символы, помимо букв, цифр и дефиса (регистрируя имя домена, рекомендуем изучить Правила регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ, утвержденные. решением Координационного центра национального домена сети Интернет от 05.10.2011 № 2011-18/81) Кроме того, имя домена должно быть уникальным, аналогичное буквосочетание не должно использоваться другим владельцем.
Символы, идущие после последней точки в адресной строке браузера – это домен верхнего уровня (ru, com, ua и т.д.), который является обязательной частью интернет-адреса сайтов, поэтому он может использоваться в регистрируемом товарном знаке, но рассматривается как неохраняемый фрагмент товарного знака.
Товарный знак такого рода регистрируется как объект интеллектуальной собственности в целом, без предоставления отдельной правовой охраны символам «ru», «com» и т.д.
Поскольку домены верхнего уровня не подлежат правовой охране, то они не являются критериями в сравнении товарных знаков при определении их идентичности.
Владелец имени домена, защищенного как товарный знак – например, имени «ABC.ru» – вправе запретить третьим лицам использование имен «ABC.com», «ABC.info», «ABC.рф», и т.п., если сайты на этих доменах предлагают товары или услуги, аналогичные тем, для которых зарегистрирован товарный знак «ABC.ru».

Сложно ли зарегистрировать доменное имя сайта как товарный знак?
Регистрация домена в качестве товарного знака осуществляется по обычной схеме регистрации товарного знака.
Зарегистрировав адрес страницы в качестве товарного знака, владелец обретает правовую защиту виртуального имени, то есть вправе запрещать его использование сторонними лицами.
В территориальные органы Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) подается заявка, содержащая желаемое символьное обозначение (название домена), которое может быть записано как латинскими, так и кириллицей . Вместе с названием домена заявитель вправе зарегистрировать изображение (логотип), который также будет находиться под правовой охраной как элемент товарного знака.
К заявлению в Роспатент следует прилагать документы по перечню, установленному ведомством, но ключевое условие успешной регистрации товарного знака – не только их полная комплектность и правильное заполнение, но и уникальность регистрируемого товарного знака, поэтому перед подачей обращения нужно внимательно проверить провести проверку для поиска тождественных (одинаковых) или сходных уже зарегистрированных товарных знаков и заявок.
Регистрация домена в качестве товарного знака занимает 8 — 9 месяцев, по ее завершении ведомство выдаст заявителю патент (свидетельство на товарный знак), действительное 10 лет. Его можно продлевать неограниченное число раз.

Плюсы регистрации доменного имени как торговой марки
Все это время целевая аудитория может легко находить в Сети ваш товар или услугу по запомнившейся им торговой марке и наоборот, находить его в продаже по названию посещенного веб-ресурса. Вы можете размещать и продвигать товарный знак с веб-адресом так же, как и любой другой (напомним, каждая компания вправе иметь несколько торговых марок – все зависит и от ассортимента ее продукции, и от ее целей на рынке)
Зарегистрировав знак, предприниматель или организация может сделать его не только адресом сайта, описывающего или реализующего товары или услуги, но и «хештегом», названием бизнес-аккаунта или профильного сообщества в любой соцсети.
Кроме того, чтобы увеличить стоимость активов организации, ее собственники имеют право поставить зарегистрированные товарные знаки на баланс как нематериальный актив.
Не исключено, что компания поставит перед собой цели выйти на международные рынки – в этом случае она может зарегистрировать доменное имя как товарный знак в других странах.

Возможные причины отказа в регистрации доменов как товарных знаков
Причины, по которым Роспатент не позволяет, перечислены в ст. 1483 ГК. Наиболее распространенные:
1) домен до степени смешения похож на существующий, ранее зарегистрированный товарный знак (незначительные отличия не берутся в расчет)
2) регистрируемый текст включает географическое название, не соответствующее фактическому нахождению заявителя
Ответственность за нарушение прав на торговый знак в доменном имени
Если судом установлено, что используемое доменное имя содержит в себе чужой торговый знак, нарушителя может ожидать:
1) Запрет на использование и прекращение прав на администрирование доменного имени, :
2) Безвозмездная передача прав на доменное имя законному владельцу торговой марки, :
3) Выплата компенсации правообладателю (в соответствии с пунктом 4 статьи 1515 ГК РФ он вправе требовать от нарушителя не только возмещения убытков, но и выплаты фиксированных денежных сумм)
Размер компенсации определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом характера нарушения, сроков незаконного использования торговой марки и его последствий.
Компенсация такого рода может составлять от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.