В последние годы понятие «бренд» стало очень популярным.
В этом нормативном акте было указано, что бренд – это комплекс информации об организации, продукте или услуге: наименование, термин, знак, символ, дизайн, набор ценностей и атрибутов, предназначенных для идентификации товаров или услуг. И теперь мы легко узнаем учреждения МФЦ благодаря использованию единого фирменного стиля.
В юридических и экономических источниках понятие бренда иногда трактуется как маркетинговый прием, но чаще всего он описан как составной термин, сочетающий в себе:
- визуальный символ товара или компании-производителя (а в некоторых случаях и продавца – вспомним, например, яркий лиловый логотип Wildberries, узнаваемый шрифт Оzon или другие площадки-агрегаторы);
- образ этого товара или компании, закрепившийся в сознании аудитории;
репутацию его носителя.
Кроме того, говоря о бренде, могут подразумевать фирменную упаковку, необычную форму товара, принт или даже цвет.
Польза защиты брендов для продвижения бизнеса
Каждый из составных элементов бренда подлежит отдельной правовой защите. Так, закон устанавливает исключительные права на использование товарного знака или знака обслуживания, коммерческое обозначение, а от распространения недостоверных либо порочащих сведений охраняется деловая репутация, которая, кстати, может быть передана наряду с иными исключительными правами по договору коммерческой концессии.

Кроме того, сейчас даже рекламодатели все чаще требуют подтверждения законности владения вашим брендом, ведь если через какое-то время обнаружится, что в рекламе был показан контрафакт или незаконно скопированный знак индивидуализации товара, это нанесет серьезный ущерб репутации и самого рекламного агентства.
С учетом того, что в наше время есть возможность обратиться к опытным патентным поверенным, которые помогут с оформлением любых знаков индивидуализации, нет никаких причин откладывать это важное мероприятие.
Способы правовой защиты имиджа компании
Зарегистрировать бренд в виде товарного знака
Поэтому сегодня наиболее часто задаваемый нашими клиентами вопрос: «как зарегистрировать название бренда?», ведь помимо расширенного толкования, о котором мы говорили выше, под во многих случаях под брендом подразумевают именно товарный знак, который можно официально зарегистрировать.
Проверка уникальности брендов
В связи с тем, что ежедневно в Роспатент на регистрацию подается огромное количество заявок, содержащих массу новых брендов, многие из которых одобряются, обязательно стоит обратиться к профессиональным патентным поверенным, которые перед тем как зарегистрировать бренд проведут предварительный поиск товарных знаков, похожих на ваш, причем не только среди уже зарегистрированных, но и среди находящихся на рассмотрении экспертов Роспатента.
Если проверка выявила, что какие-то похожие бренды уже зарегистрированы в том же или близком к вашему классе Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), специалисты дадут рекомендации по доработке, изменению товарного знака, а возможно и корректировке выбора самого класса товара/услуги, поскольку самостоятельно разобраться в этой разветвленной градации довольно непросто, а ошибка может обойтись дорогой ценой.
Это может произойти и в судебном порядке по иску лица, заинтересованного в пользовании вашим брендом.
Готовим документы для регистрации бренда
Итак, мы придали бренду законченный образ, пора собирать документы для регистрации.
Специалисты, оказывающие помощь в регистрации бренда, подскажут как правильно заполнить специальное заявление, которое подается в Роспатент.
Указываем сведения о заявителе, описание торговой марки, которую хотим зарегистрировать, ее изображение (можно на отдельном листе в виде приложения), перечень товаров, услуг, которые собираемся выпускать под этим брендом.
Необходимо также оплатить государственную пошлину и приложить документ об оплате.
Госпошлина на сегодняшний день составляет 3500 руб. за саму регистрацию заявки и 11500 руб. за проведение экспертизы изображения, при условии подачи заявки в отношении одного класса МКТУ. За каждый дополнительный класс придется доплачивать – плюс 1000 рублей за каждый из классов МКТУ на этапе регистрации и плюс 2500 рублей к цене за проведение экспертизы.
При электронной подаче документов госпошлина будет на 30% меньше, но у вас должна быть зарегистрированная цифровая подпись.
Сроки и этапы
После поступления документов в госорган в течение месяца будет проведена формальная экспертиза. Проверяется техническая правильность заполнения и предоставления необходимых документов и приложений.
В этот период заявитель может вносить уточнения в информацию о бренде, самостоятельно либо по запросу экспертов.
По результатам формальной экспертизы заявленные бренды рассматриваются по существу. Этот этап может длится до одного года.
У наших специалистов большой опыт защиты интересов заявителей в ходе диалога с экспертами Роспатента, а исчерпывающий и мотивированный ответ в большом количестве случаев снимает все вопросы и позволяет отстоять ваш бренд.
По результатам положительного решения о регистрации товарного знака выдается документ, удостоверяющий ваши исключительные на него права, – свидетельство на товарный знак. Документ электронный, но можно получить его и на бумажном носителе в течение месяца со дня регистрации.
Исключительное право в отношении брендов действует в течение десяти лет с даты подачи заявки в Роспатент, но его можно продлевать на тот же срок неограниченное число раз, подав соответствующее заявление и оплатив госпошлину.
Защита права на коммерческое обозначение
Еще одним достаточно новым в сфере интеллектуального права, но уже играющим важную роль для развития бизнеса институтом, является коммерческое обозначение. Это тоже очень существенный элемент, относящийся к бренду компании. В узком смысле об этом тоже можно говорить, собственно, как о бренде.
Исходя из норм ГК коммерческими обозначениями могут признаваться не только словесные, но и изобразительные или комбинированные обозначения. Закон даже содержит открытый перечень способов использования коммерческого обозначения. Так, правообладатель имеет право:
- указывать коммерческое обозначение на вывесках;
- располагать его на бланках и внутренних документах предприятия;
- размещать на товарах или упаковке товаров, производимых предприятием;
- использовать в рекламе;
- размещать в объявлениях, в сети Интернет.
Исключительное право на коммерческое обозначение не предусматривает его регистрацию, как товарного знака, это право возникает автоматически при соблюдении следующих условий:
- обозначение обладает достаточными различительными признаками для индивидуализации своего носителя;
- является известным в пределах определенной территории.
Интересно, что категория известности является неопределенной, оценочной. Закон не содержит указания, через какое время можно считать обозначение достаточно известным для предоставления ему правовой охраны. Именно поэтому бремя доказывания использования коммерческого обозначения, например, при судебных спорах с конкурентами, лежит на правообладателе.
И еще важно помнить, что исключительное право на данный нематериальный актив прекращается автоматически, если он используется непрерывно в течение года. Это логично, ведь именно фактическое использование обуславливает возникновение у вас права на данное средство индивидуализации.
Защита других элементов, относящихся к бренду
Помимо уже указанных объектов интеллектуальных прав, стоит обратить внимание на охраняемые патентным правом активы – полезные модели, изобретения, промышленные образцы, если в вашем производстве ведется разработка новых технических решений, либо отдельных деталей, узлов, дополнений. Такого рода интеллектуальная собственность тоже должна быть зарегистрирована или, другими словами запатентована, чтобы быть защищенной от посягательств.