Проверка товарного знака — процедура, направленная на поиск тождественных знаков, которые уже используются или заявлены.
Перед регистрацией товарного знака нужно убедиться в его оригинальности. Роспатент не зарегистрирует название, если ваше обозначение повторяет или похоже на существующий знак.
Из статьи вы узнаете, зачем проверять знак перед подачей заявления и как это сделать.
Зачем проверять товарный знак перед регистрацией
При подаче заявки в Роспатент эксперты сравнивают ваше наименование с базой существующих знаков. Если в ходе экспертизы выяснится, что ваше имя совпадает или похоже на зарегистрированный знак, то в выдаче свидетельства откажут. Чтобы этого избежать, перед тем, как отправить заявление на регистрацию, нужно проверить свободно ли имя.
Предварительная проверка экономит время и деньги. При отказе придется начинать сначала: выбрать наименование, собрать документы, подать заявку, оплатить госпошлину. При этом, деньги, потраченные на первую попытку регистрации не возвращаются.
Как определить уникальность знака
Сначала эксперты Роспатента проверяют наименование на соответствие закону. В статье 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации перечислены основания, при несоблюдении которых в регистрации точно откажут.
Перечислим самые распространенные:
- Товарный знак намекает на связь с государством: содержит слова «государственный», «российский» или их части.
- Наименование прямо указывает на товар или услугу, описывает свойства: например, «Ремонт обуви» для мастерской по починке обуви.
- Обозначение содержит общепринятые термины и выражения. К примеру, точно не пройдут экспертизу слова: дихлофос, анальгин.
- Имя сходно до степени смешения с другими знаками — это значит, что наименования настолько похожи, что клиент может их перепутать.
Эксперт проверяет сходство по трем критериям:
- Фонетическое сходство. Не созвучно ли обозначение с уже существующими знаками.
- Визуальное сходство. Похожи ли графические элементы товарного знака: шрифты, цвета, общий вид знака.
- Семантика. Знак должен отличаться по смыслу от зарегистрированных наименований.
Проверка товарного знака: пошаговая инструкция
Алгоритм действий такой:
Придумайте имя компании. Определитесь с видами деятельности, которые будет защищать знак.
Посмотрите вид деятельности в классификаторе МКТУ. Это международный классификатор товаров и услуг. Наименование знака регистрируется в определенных классах. Их всего 45. У двух разных компании, которые не являются конкурентами могут быть одинаковые обозначения.
Допустим, есть цветочный магазин «Аленький цветочек», а вы хотите открыть маникюрный салон «Аленький цветочек». Так можно. Эти услуги неоднородны. Но нельзя двум цветочным магазинам, даже из разных городов, выбрать наименование «Аленький цветочек». Кто первый получит свидетельство на знак, тот и прав.
Поищите схожие обозначения по реестру товарных знаков. Поиск по имени онлайн возможен разными способами:
По платной базе зарегистрированных товарных знаков «Роспатента». Она предоставляет доступ ко всем данным. Также можно воспользоваться платной услугой по поиску соответствий между товарными знаками.
Либо договориться с правообладателем похожего знака на использование определенных элементов и снять разногласия.
Кроме того, если владелец товарного знака не пользуется наименованием в течение трех лет, можно прекратить исключительное право на него через суд и забрать имя себе. Как это сделала компания «Хлебпром».
По решению Суда по интеллектуальным правам ООО «Атом Рэд» лишилась права на товарный знак «Мамы рекомендуют» в связи с тем, что не пользовалась им в течение трех лет. Основанием послужило обращение в суд компании «Хлебпром», которая захотела использовать это наименование для своих тортов и кондитерских изделий, но узнала, что товарный знак занят (Решение суда от 16 февраля 2021 года по делу № СИП-738/2020).
Можно ли проверить товарный знак самостоятельно
Даже если вы воспользуетесь лучшими платными сервисами для проверки, вам будет непросто расшифровать результаты без опыта. Сервисы покажут реестр из тысячи знаков, схожих с вашим, и вы вряд ли объективно оцените, свои шансы зарегистрировать наименование.
Кроме того, эксперты Роспатента пользуются оценочными выражениями: «различительная способность» или «сходство до степени смешения», описаний которых нет в законе. Поэтому для проведения качественной проверки, нужно думать как сотрудник Роспатента.
Юристы бюро «Вис» уже тридцать два года помогают клиентам с регистрацией товарных знаков. Мы проведем проверку и если выяснится, что товарный знак не уникален, дадим рекомендации по устранению препятствий для регистрации.
Позвоните нам по телефону или задайте вопросы через форму на сайте.