Товарный знак в современном российском законодательстве
В наше время товарный знак ничуть не утратил своего предназначения, а наоборот, помимо индивидуализации продукта или владельца, приобрел еще несколько очень важных функций.
Товарные знаки представляют собой объект интеллектуальной собственности и по закону могут обращаться в товарообороте наравне с любым объектом вещных прав. Право на товарные знаки можно продать, передать в залог (например, в банк для получения кредита), внести в уставный капитал организации. Однако следует обратить внимание, что в настоящее время этот актив доступен только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В связи с развитием института самозанятых граждан, многие из которых также стремятся к продвижению своего узнаваемого бренда, появляются законодательные инициативы по расширению сферы действия знаков индивидуализации, но пока изменений в Гражданский кодекс РФ в этой части не внесено.
Генеральный директор одной крупной компании после конфликта с учредителями решил зарегистрировать на свое имя словесный товарный знак, сходный до степени смешения с фирменным наименованием общества (тождественный произвольной части этого названия на английском языке). Один из участников общества обратился в Роспатент с возражением против предоставления правовой охраны данному товарному знаку, однако ведомство возражения не учло, поскольку генеральный директор, хотя и являлся одновременно ИП, деятельность, однородную компании официально не осуществлял, в связи с чем Роспатент не усмотрел пересечения их экономических интересов, и торговую марку зарегистрировал.
Но на этом дело не закончилось. Президиум СИП отменил решение первой инстанции, поддержав позицию Роспатента, и указав на отсутствие заинтересованности у заявителя в оспаривании регистрации и наличие иных способов защиты.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ постановление второй инстанции отменила и оставила в силе решение СИП, окончательно признав, что регистрация руководителем компании такого спорного знака является злоупотреблением правом по отношению возглавляемому им обществу.
Виды товарных знаков
Когда речь заходит о товарных знаках, в первую очередь большинство представляет себе картинки или логотипы. Однако, Гражданский кодекс РФ разрешает регистрировать в качестве товарных знаков не только графические или изобразительные, среди которых встречаются и необычные, например, определенный фирменный оттенок или сочетание цветов, но также:
— словесные;
— объёмные – это трехмерные объекты, индивидуализирующие продукт. Это может быть необычная упаковка, форма товара. Например, изготовители конфет Рафаэлло осуществили регистрацию в качестве такого знака формы кондитерского изделия (белый шар в обсыпке), а правообладатели шоколада Ritter Sport занимались получением патента на квадратную форму плитки с одинаковыми кубическими дольками;
— звуковые – например, рингтоны, звучащие при включении определенной марки телефона или другого гаджета, музыкальные заставки известных кинокомпаний;
— другие виды – имена или псевдонимы, названия сайтов, запахи, а также различные комбинации всех этих вариантов.
Однако, каким бы необычным, запоминающимся и уникальным не был товарный знак, все его полезные опции становятся доступны только после прохождения официальной процедуры регистрации, или, как иногда говорят, патентования. Владелец зарегистрированной торговой марки получает удостоверяющий его права документ – свидетельство (аналог патенту), где указан товарный знак под определенным номером в общероссийском реестре, который ведет патентное ведомство – Роспатент.
Процедура регистрации торговой марки
Рассмотрим подробнее как происходит процедура регистрации, какие потребуются документы, и какие нюансы стоит учесть.
Проверка охраноспособности
Поэтому одна из самых важных задач при подготовке к патентованию товарного знака – предварительная проверка его уникальности, то есть установление отсутствия таких же или похожих до степени смешения знаков, а также охраноспособности – соответствия всем требованиям законодательства.
Патентные поверенные бюро ВИС много лет помогают заявителям на всех этапах процедуры регистрации различных нематериальных активов. Первым делом наши эксперты оценивают логотип на возможность в принципе быть зарегистрированным. Дело в том, что некоторые элементы товарный знак содержать не должен. Это:
— некорректные, двусмысленные обозначения или словосочетания, которые могут быть расценены как аморальные;
— официальные символы, наименования и отличительные знаки (флаги, гербы, государственные награды, денежные знаки);
— изображения или наименования культурных ценностей. Например, известны случаи отказа в регистрации логотипа, которые содержали надпись: «Мона Лиза», «Московский Кремль»;
— знаки, надписи, которые могут ввести покупателя в заблуждение. Так, изображение коровы на упаковке соевого молока приведет к отказу в регистрации.
К тому же назрела необходимость привести национальное законодательство в соответствие с положениями Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях (подписано в Женеве в 2015 году), в связи с чем Федеральным законом от 28 мая 2022 г. № 143-ФЗ внесены изменения в четвертую часть Гражданского кодекса РФ. Новые положения запрещают размещать на торговой марке географическое название (а также ссылку на него, символ местности, объект), без связи с реальным метом происхождения продукции, либо недостоверные характеристики. Кроме того, вводится запрет на отчуждение исключительных прав на товарные знаки, если этот переход права может привести к введению покупателей в заблуждение (то есть, по-видимому, в первую очередь, перенос рынка продукции, ассоциирующейся с определенной местностью, в другой регион). Новая редакция четвертой части Гражданского кодекса РФ начнет действовать 29 мая 2023 года.
Это:
— общеупотребляемые термины и символы (знаки валют, цифры, простые геометрические фигуры);
— общеупотребимые обозначения вида товаров или отдельной отрасли, сокращения организационно-правовых форм компаний (например, ООО, пекарня, аптека);
— непосредственное изображение продукта, его прямое название, характеристики.
Проверка уникальности
Следующая процедура, которую проводят эксперты патентного бюро ТИА ВИС после анализа охраноспособности – проверка уникальности вашей торговой марки. Профессиональные патентные поверенные имеют доступ ко всем существующим базам зарегистрированных товарных знаков, и, что особенно важно, – могут провести сравнение также со знаками, которые в настоящий момент только заявлены на оформление патентов, то есть отсутствуют в открытых реестрах, ведь приоритет – дата начала правовой защиты, устанавливается с момента подачи заявки. Наши специалисты используют профессиональные программы, без которых самостоятельный поиск, как правило оказывается неполным. Кроме того, даже обнаружив в базах данных при самостоятельном анализе какой-то похожий бренд, обычному человеку непросто понять, доходит ли это сходство до степени смешения, какие одинаковые элементы в разных знаках допустимы, а какие вызовут вопросы при регистрации.

К сожалению, вы сможете узнать об этом только когда товарный знак пройдет стадию экспертизы по существу, то есть уже после уплаты пошлину и потери времени, которое уходит на формальную проверку документов в патентном ведомстве.
Поэтому не стоит пренебрегать помощью профессионалов, это действительно поможет сэкономить ресурсы.
Готовим документы в Роспатент
Для регистрации необходимо заполнить заявку, форма которой официально утверждена. Заявление на каждый товарный знак подается отдельно с полным комплектом приложений.
В заявлении указывается ряд обязательных сведений:
— полная информация о заявителе;
— изображается товарный знак, который подается на регистрацию;
— дается словесное описание знака индивидуализации с указанием его вида (для музыкальных товарных знаков прикладывают нотную запись). Здесь потребуется отдельно описать каждый элемент и его смысловую нагрузку;
— перечисляются конкретные товары или услуги, для которых планируется использовать торговую марку, их классы МКТУ.
Оптимальный способ предоставления документов в госорган – через профессионального патентного поверенного. Специалисты ТИА ВИС проверят комплектность и правильность заполнения всех формуляров и направят документы в Роспатент через электронные сервисы, освободив заявителя не только от расходов на оформление электронной подписи, но даже от необходимости личного посещения ведомства. Кроме того, в этом случае предоставляется скидка в размере 30% от суммы госпошлины за подачу документов в электронном виде.
Как происходит регистрация
Далее, если технически документы соответствуют всем требованиям, о чем заявителю будет сообщено специальным уведомлением, товарный знак начинает проверяться по существу.
По итогам этого этапа принимается окончательное решение о регистрации.
Иногда до принятия финального решения у специалистов Роспатента возникают вопросы или замечания. Тогда заявителю предоставляется право в шестимесячный срок предоставить свои ответные аргументы. В данном случае очень желательно прибегнуть к помощи профессиональных патентных поверенных, поскольку от грамотной формулировки ответа на замечания зависит итоговый результат.
После окончания экспертизы по существу принимается решение о выдаче правоустанавливающего документа – свидетельства на товарный знак, о котором иногда говорят как о патенте.
Срок действия исключительного права на торговую марку, приобретённого посредством регистрации, составляет десять лет, которые отсчитываются с даты подачи заявки.
Итак, после оформления свидетельства вы становитесь законным правообладателем рентабельного нематериального актива, и можете указывать на продукции специальные знаки ® либо словесное обозначение «товарный знак», то есть использовать так называемую предупредительную маркировку.
Профессиональные поверенные бюро ВИС возьмут на себя все сложности, связанные с регистрацией любых объектов интеллектуальной собственности, помогут решить попутно возникающие проблемы и вопросы, а при необходимости смогут защитить ваши интересы в суде и в любых государственных структурах.