Бизнес начинается с идеи
Любой бизнес начинается с идеи: предпринимателю приходит в голову что-то, что, по его мнению, поможет выйти на отечественный или международный рынок и получить большую прибыль. Но такой замысел – это лишь первый шаг на пути к успеху, за ним последует еще множество важных этапов, ведь идею нужно довести до ума, продумать технические решения для ее претворения в жизнь, построить маркетинговую стратегию и так далее.
На все это уходит много времени, и пока вы будете трудиться над новым проектом, ваш замысел может оказаться в руках конкурентов, инвесторов, партнеров и даже собственных родственников, ведь вечерние разговоры о работе за ужином – дело житейское. Согласитесь, более чем обидно узнать, что вас обогнали, и пока вы старались, ваша идея уже начала работать на другого человека и приносить ему прибыль.
Как можно обезопасить себя и сохранить права на вашу задумку еще до того, как она стала реальностью? Об этом и поговорим в нашей статье.
Какие идеи могут попасть под правовую защиту?
В соответствии с законодательством Российской Федерации интеллектуальная собственность имеет правовую защиту, однако далеко не все идеи можно считать интеллектуальной собственностью. По Гражданскому кодексу Российской Федерации идея или концепция не считаются интеллектуальной собственностью, пока автор не отразит ее хотя бы на бумаге. Авторское право может быть распространено на промышленный образец, изобретение, полезную модель, а также наброски, эскизы, описания, названия.
Приведем пример. В 2021 году американка Сесилия Монж подала заявку на прохождение стажировки в именитой компании Converse. В качестве доказательства своей компетенции она предоставила идею для дизайна новых кед. Место в фирме она в итоге не получила, но спустя некоторое время Converse выпустили коллекцию, модели которой почти полностью скопированы с тех, что придумала несостоявшаяся стажерка. Поскольку ее задумка не была запатентована, обратиться в суд девушка не может. Монж рассказала свою историю в TikTok, ролик быстро стал вирусным, и теперь Converse придется как-то отдуваться.
Итак, как же можно защитить вашу идею, пока она еще не нашла свое отражение в реальном изделии? Например, объявить ее ноу-хау, предварительно доказав уникальность и инновационность. Так сделали в Coca-Cola: рецепт знаменитого на весь мир напитка известен лишь одному производителю, и если кто-то из сотрудников решит раскрыть тайну конкурентам, придется понести ответственность. Чем уникальнее ваша идея, тем проще ее защитить. А вот если сама концепция уже известна миру, сделать это будет сложнее.
Что можно сделать, чтобы защитить идею?
Для защиты идеи в бизнесе используется несколько способов. Рассмотрим каждый из них.
Составление соглашения о неразглашении (NDA) или введение режима коммерческой тайны
Режим коммерческой тайны защищает коммерческую информацию от конкурентов. Под этот режим могут попасть любые сведения, которые помогают получать прибыль или избегать лишних расходов, сохранять позиции на рынке и так далее. В его рамках может быть также составлен NDA – договор о неразглашении. Он заключается между ИП и юридическими лицами, например, между работодателем и сотрудником. Для физических лиц такая опция не предусмотрена.
В договоре прописываются условия, при которых обмен данными возможен или невозможен, определяется ответственность за их сохранность, предусматривается возможность передачи информации. Другими словами, автор идеи заключает договор со всеми инвесторами и сотрудниками, по которому они не имеют право копировать информацию на свои компьютеры, пересылать другим людям и так далее. За нарушение договора полагается возмещение убытков или уплата штрафа.
NDA работает лишь в паре с режимом коммерческой тайны. Устанавливая его, предприниматель определяет, что именно относится к коммерческой тайне, какие сотрудники могут получить допуск к информации, а на все документы ставится пометка «Коммерческая тайна». При нарушении условий режима договор NDA может быть признан недействительным.
Заключение соглашения о порядке ведения переговоров
С 1 июня 2015 года в России действует особый вид соглашения, действие которого распространяется при ведении переговоров с партнерами, инвесторами или контрагентами. В тексте соглашения прописывается, как информация является конфиденциальной. В него также можно включать те условия, которые используются в договоре NDA.
В соответствии со статьей 434.1 Гражданского кодекса Российской Федерации партнеры или инвесторы обязуются не делиться и не пользоваться конфиденциальной информацией, полученной в ходе переговоров, в своих целях. Если секретные данные были раскрыты, им придется возместить убытки.
Ноу-хау
В соответствии со статьей 1465 Гражданского кодекса РФ ноу-хау – это информация, обладающая высокой ценностью из-за того, что неизвестна третьим сторонам. Это могут быть производственные, технические, организационные и другие сведения. Третьи лица не должны иметь к ним доступ, а владелец всеми силами стремится сохранять конфиденциальность, в том числе и при помощи режима коммерческой тайны.
В отличие от режима коммерческой тайны ноу-хау может быть использован как юридическими, так и физическими лицами. Например, если вы изобрели уникальный вкус для йогурта, он будет считаться ноу-хау, пока вашим конкурентам не станет доступен рецепт, и они не смогут повторить его.
По закону необязательно устанавливать режим коммерческой тайны для признание ноу-хау, но желательно это сделать. В соответствии с ГК РФ достаточно того, что владелец ноу-хау делает информацию недоступной для других лиц. Третья сторона не имеет права использовать эти сведения, даже если с ними не был заключен специальный договор.
В случае нарушений суд может действовать по-разному. В практике встречались ситуации, когда закон вставал на сторону владельца, а есть – когда отклонял жалобу юридических лиц. Введение режима коммерческой тайны поможет увеличить шансы на победу в суде.
Введение условий о неконкуренции
Этот способ защиты бизнес-идей пригодится тем, кто хочет добиться безопасности за рубежом.Его активно используют в Европе и США, а в нашей стране он не сработает, ведь по Конституции граждане не могут быть ограничены в выборе места для работы.
Условие о неконкуренции является составной частью договора с работниками и контрагентами.В соответствии с ним работники обязаны не вступать в конкуренцию с работодателем на протяжении того или иного срока, то есть не могут наниматься к конкурентам или вести схожую деятельность самостоятельно.
Это позволит избежать неприятной для предпринимателя ситуации, когда условный Петя пришел работать на завод, подсмотрел все идеи и потом передал их конкурентам или открыл собственное производство.
В Европе или США такой вариант может сработать, однако условия не должны быть слишком жесткими и неоправданными, например, не назначать слишком длительный срок или не ограничивать возможность сотрудника работать в этой же сфере в другой стране.Воспользоваться патентом
В отличие от авторского права патентное способно охранять саму суть объекта, а не только его внешнее выражение. Предназначение патента – закрепить ваше право на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Действие патента может продолжаться от пяти до тридцати пяти лет, в зависимости от страны его получения и предмета, который вы решили запатентовать. Так, если вы планируете запатентовать в России ваше изобретение, срок действия охранного документа составит от пяти до двадцати лет.
Например, ваша идея – это беспроводные наушники. При помощи авторского права можно добиться защиты наброска от копирования или установить запрет на производство таких же точно наушников конкурентами. Однако оно не застрахует вас от заимствования. Третьи лица могут взять за основу принцип работы вашего изобретения и сделать, например, наушники с другим дизайном. Преимущества патента в том, что он охраняет не сам продукт, а принцип его работы, составные части механизма и их взаимосвязь. При наличии патента конкурент не сможет производить аналогичные устройства.
Изобретением принято считать именно техническое решение. Таким образом, может быть запатентован способ изготовления наушников, но запатентовать идею для ведения бизнеса нельзя.
Для получения патента вам необходимо подать заявку в Роспатент, заполнить необходимое заявление, оплатить пошлину и ждать решения от инстанции. На рассмотрение заявки и выдачу патента может уйти до 18 месяцев.Процедура рассмотрения заявки на получение патента состоит из нескольких этапов и пройти ее можно, если ваше изобретение является уникальным.
Если ваша технология производства или устройство являются инновационными, и вы хотите защитить их, то подать заявку на получение патента необходимо втайне, а уже после этого начинать ведение переговоров и презентовать ваше изобретение. Если вы изобрели новый дизайн для предметов мебели или автомобиля, вы можете подать заявку на получение патента на промышленный образец.
После того, как вы подали заявку на получение патента, за ней фиксируется приоритет. Это означает, что даже если после презентации вашего изобретения недобросовестный конкурент или инвестор захочет обзавестись своим патентом, сделать этого он не сможет.
Отдельный вопрос – это патентоспособность бизнес-идеи, и тут многое зависит от страны, в которой вы хотите запатентовать идею. Так, в Великобритании или США можно защитить сам способ ведения бизнеса, если это конкретный способ реализации идеи, например, формула или алгоритм. Абстрактные идеи охранять таким образом не выйдет. Составить обоснование уникальности способа ведения бизнеса непросто, но реально.
А вот в России вы сможете запатентовать лишь изобретения, полезные модели или промышленные образцы, если их возможно применять на практике.Почему стоит обратиться за помощью к профессионалам?
Подать заявку на получение патента можно самостоятельно и даже онлайн, что поможет значительно сэкономить время. Однако необходимо учитывать, что в этом деле существует множество подводных камней и нюансов, которые могут быть неизвестны простому обывателю.
На этом вы потеряете много сил, времени и средств, не говоря уже о том, что в современном мире все меняется и развивается очень быстро. Пока вы будете заниматься патентом, ваша уникальная идея перестанет быть актуальной, и вы потеряете часть прибыли. Чтобы избежать лишней головной боли и сэкономить время, обратитесь за помощью в проверенное патентное бюро с хорошим опытом и репутацией.
Наша компания работает уже более тридцати лет, и за это время добилась внушительных успехов. Мы не боимся амбициозных и сложных задач и уверены, что нет ничего невозможного!
Вы можете обратиться в «ВИС» на любом этапе: если у вас есть только задумка или если вам пора заниматься патентом на изобретение или промышленную модель. Мы подберем для вас индивидуальную стратегию работы и пути ее реализации. Список сфер, в которых мы работаем, очень широкий: от пищевой промышленности до медицины.
Мы поможем не только защитить вашу бизнес-идею, но и возьмем на себя другие вопросы, с которыми часто сталкивают предприниматели, например, поможем зарегистрировать товарный знак, составить договор франшизы или отчуждения. Задайте все интересующие вас вопросы по телефону или через форму обратной связи и приходите обсуждать вашу идею с нами!