Проблема контрафакта на маркетплейсах с каждым годом вызывает всё больше вопросов у владельцев интеллектуальной собственности. Рост популярности онлайн-торговли в России привел к бурному развитию маркетплейсов. Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и другие площадки стали удобными каналами продаж для множества предпринимателей.
Однако вместе с преимуществами приходят и риски, в частности – распространение контрафактной продукции. Подделки не только наносят финансовый ущерб правообладателям, но и подрывают репутацию бренда.
Давайте рассмотрим основные алгоритмы борьбы с контрафактом на российских маркетплейсах, опираясь на законодательство РФ, сложившуюся практику, наш опыт и ваши цели.
Контрафакт на маркетплейсах обнаружен. Что делаем в первую очередь?
Первым делом убедитесь, что ваш товарный знак зарегистрирован. Наличие свидетельства о регистрации в Роспатенте предоставляет исключительные права на использование знака и открывает возможности для юридической защиты при обнаружении контрафакта на маркетплейсах.
Дальнейшие действия зависят от того, имеется ли регистрация.
Если у вас нет зарегистрированного ТЗ:
- Обратитесь к патентному поверенному для регистрации товарного знака.
Если ТЗ зарегистрирован:
- Проверьте документы, подтверждающие использование вами своего товарного знака. Такими доказательствами могут быть договора купли-продажи, каталоги для выставочных мероприятий, различные рекламные материалы, фотографии и т.д.
- Обратитесь к патентному поверенному, чтобы иметь полную уверенность в достаточности документов об использовании ТЗ. Если доказательств использования недостаточно, специалист подскажет, какие документы нужны ещё.
Теперь можно переходить к фиксации нарушений, а также к взаимодействию с маркетплейсом и нарушителем, чтобы пресечь использование вашего товарного знака.
Дальнейшие шаги при обнаружении контрафакта на маркетплейсах
1. Фиксация нарушений.
1.1. Сделайте нотариальный осмотр сайта, где продаётся товар с использованием вашего ТЗ.
1.2. Приобретите товар у нарушителя, зафиксируйте процесс покупки.
1.3. Проверьте, не продаётся ли товар в других местах (оффлайн магазины, другие платформы).2. Обращение к маркетплейсу и нарушителю.
2.1. Направьте письмо администрации платформы (Wildberries, Ozon и/или другой маркетплейс) с просьбой удалить контрафакт на маркетплейсах.
2.2. Параллельно направьте претензию нарушителю с требованием прекратить использование вашего товарного знака.
3. Дальнейшие действия зависят от ваших целей:3.1. Если хотите только прекратить нарушение, а маркетплейсы и нарушитель не реагируют. Можно сразу обратиться в суд для защиты прав.
3.2. Если хотите не только прекратить существование контрафакта на маркетплейсах, но и получить материальную компенсацию. Предварительно поработайте с патентным поверенным над расчётом ущерба, что может включать анализ объёма продаж нарушителя, оценку ваших репутационных и финансовых потерь от контрафакта на маркетплейсах и т.д.
После выполнения этих шагов у вас будет основа для дальнейших действий. В зависимости от целей важно правильно взаимодействовать с маркетплейсом и нарушителем, и при этом постараться обезопасить свою интеллектуальную собственность, так как защита своих прав может обернуться проблемами.
Риски для владельцев интеллектуальной собственности, обнаруживших контрафакт на маркетплейсах
При предъявлении претензий важно быть готовым к тому, что нарушитель попытается оспорить ваш товарный знак. Чаще всего это делается по предсказуемой схеме, когда нарушитель:
- подаёт заявление об аннулировании вашего товарного знака на основании его неиспользования;
- регистрирует оспариваемый товарный знак на себя.
Чтобы избежать таких ситуаций, важно:
- предварительно – до направления претензий нарушителю – проконсультироваться с патентным поверенным, чтобы выстроить полноценную стратегию защиты товарного знака;
- убедиться, что у вас достаточно доказательств использования товарного знака.
Эти подготовительные меры помогут минимизировать риски и защитить ваши права на интеллектуальную собственность. При этом постарайтесь не забывать о безопасности не только при обнаружении подделок, но и в ходе своей ежедневной деятельности по развитию бизнеса.
Комплексный подход к защите интеллектуальной собственности для противодействия появлению контрафакта на маркетплейсах
Для минимизации рисков появления подделок целесообразно использовать комплексный подход к регистрации и защите интеллектуальной собственности. Сюда входят как меры по регистрации, так и фиксация фактов введения товара в гражданский оборот и его постоянного использования.
Если говорить о конкретных советах по защите от контрафакта на маркетплейсах, то можно отметить такие рекомендации для владельцев интеллектуальной собственности:
1. Регистрируйте всё, что возможно – товарный знак, упаковку, уникальный дизайн изделия, внешний вид сайта и другие элементы и объекты, связанные с вашим брендом.2. Документируйте ввод товара в оборот и сохраняйте подтверждения продаж, взаимодействий с другими участниками рынка, участия в выставочных мероприятиях и т.д.
3. Регулярно проверяйте использование вашего знака и соблюдайте требования к его правильному использованию.
Прежде чем предъявлять претензии по поводу контрафакта на маркетплейсах, проконсультируйтесь с патентным поверенным. Специалист поможет:
- правильно оценить ситуацию;
- проверить документы;
- подготовить доказательства;
- составить претензии и исковые заявления;
- разработать стратегию для защиты ваших прав.
Что важно учесть, решая проблему с контрафактом на маркетплейсах
Приведённый выше алгоритм действий при обнаружении контрафактной продукции на онлайн-площадках подходит далеко не всем. Например, бывают ситуации, когда расходы на нотариуса можно сократить. Случается, что позиции нарушителей на первый взгляд выглядят более устойчивыми и крепкими – и тогда требуются более осторожные и взвешенные действия.
Каждый случай нужно оценивать комплексно, учитывая все нюансы. И лучше, если это сделает патентный поверенный – эксперт, профессионально занимающийся защитой интеллектуальной собственности. Опыт в ситуациях такого рода имеет важнейшее значение.
Помните: защита интеллектуальной собственности на маркетплейсах – это не разовая акция, а постоянный процесс. Регистрация ТЗ, сбор доказательств использования, мониторинг нарушений и работа с профессионалами – это ключевые элементы, которые позволят вам сохранить права и репутацию вашего бренда даже при обнаружении контрафакта на маркетплейсах.