Что такое бренд?
В первые годы развития промышленного производства понятие бренда использовалось для обозначения оставляемого производителем логотипа, штампа, клейма на выпущенной продукции. Сейчас для этого имеется закрепленное в Гражданском кодексе РФ определение «товарный знак», а значение слова бренд приобрело намного более широкое толкование.
В бизнес-сообществе этот термин используют для описания крупных и известных компаний, узнаваемых торговых марок, положительной оценки новых игроков на рынке, показавших успешный старт.
Если говорить о юридическом значении этого слова, брендом специалисты называют целый комплекс информации об организации, продукте или услуге. Сюда включается наименование (а также коммерческое обозначение), термин, знак, символ, дизайн, набор ценностей и атрибутов, предназначенных для идентификации товаров или услуг.
Кроме того, обязательными составными элементами является также узнаваемость продукции и/или компании-владельца и ее деловая репутация. Предпринимателям известно, что если вложить много усилий в имидж компании, в дальнейшем он начинает работать за вас. Например, крупные торговые марки, выпускающие одежду, неплохо зарабатывают и в сферах, совсем не относящихся к их основной деятельности. Так, пару лет назад итальянская компания Versace выпустила ограниченную коллекцию мячей для европейского и американского футбола и баскетбола. На них был нанесен фирменный принт, а стоимость составляла несколько сотен долларов.
Позже, увидев высокий спрос, руководство Versace приняло решение о производстве подобного инвентаря для других видов спорта – боксерских перчаток, теннисных ракеток. Поскольку бренд сегодня является важнейшим активом любого бизнеса, находится немало желающих воспользоваться его плодами, не прилагая усилий.
Конкуренты пытаются копировать узнаваемый логотип, регистрировать созвучное с наименованием успешной компании название, незаконно пользоваться вашими производственными разработками или программным обеспечением. Для того, чтобы этого не произошло, разработаны и успешно применяются различные механизмы по защите для каждого объекта интеллектуальной собственности.
В статье мы разберем последовательные и максимально полные варианты защиты всех составных элементов бренда с помощью эффективных правовых инструментов.Государственная регистрация товарного знака и знака обслуживания как части бренда
Для предпринимателей, основной деятельностью которых является производство товаров, на первом месте стоит защита средства индивидуализации своей продукции – то есть товарного знака (часто в качестве синонима используют понятие – торговая марка).
Если вы занимаетесь оказанием услуг или производством работ, узнаваемый и защищенный законом знак тоже совсем не помешает. По своей юридической природе он идентичен товарному, но в данном случае будет называться знаком обслуживания.
Для того, чтобы товарный знак обрел статус интеллектуальной собственности, он должен пройти процедуру государственной регистрации. Однако, стоит учесть, что ежедневно в Роспатент подаются сотни заявок.
Вполне возможно, что похожий знак уже находится на рассмотрении либо был зарегистрирован раньше. Чтобы не тратить время и средства впустую, профессиональные патентные поверенные советуют обязательно провести предварительную проверку уникальности вашего знака.
У наших специалистов имеется доступ не только к базе уже охраняемых товарных знаков, но и к тем, которые находятся на экспертизе в Роспатенте.
Если похожий логотип будет обнаружен, мы дадим рекомендации по корректировке вашего товарного знака, для того, чтобы сделать его действительно неповторимым.
Поскольку патентные поверенные пользуются специальной методикой оценки сходства знаков по многим критериям, так же, как это делают эксперты Роспатента.
Кроме того, необходимо проверить знак на соответствие обязательным требованиям – например, в нем не должна содержаться государственная символика или географические обозначения.
На этапе подготовки также очень важно определиться с категорией (классом) своего товара или услуги. Все они включены в МКТУ – Международную классификацию товаров и услуг, содержащую 45 классов. При оценке возможности смешения товарных знаков с точки зрения узнаваемости покупателями, обязательно нужно выяснить, относятся ли продукты, которые собираются маркировать ими правообладатели, к одному и тому же или к близким классам. Например, товарный знак для производителей составов против коррозии (класс 2) вряд ли будет зарегистрирован, если сходный знак имеется у изготовителей ГСМ (класс 4). А вот если похожий логотип используют, например, для ковров (класс 27), то проблем не возникнет. Не запутаться в этой системе и правильно определиться с классом помогут наши специалисты. Дело в том, что часто требуется выбрать несколько классов, ведь, не защитив знак по всем направлениям деятельности, мы ставим под удар весь бизнес, однако и переусердствовать нельзя – указание лишнего класса может грозить отзывом исключительного права из-за неиспользования.
Многие под товарным знаком понимают в основном какой-то визуальный образ – логотип, картинку. Но в качестве товарного знака под правовой защитой может также находиться словесное изображение, звук, цвет, принт или сочетание цветов (как пример можно вспомнить черно-желтые полоски Билайн), доменное имя (чаще всего компании регистрируют в качестве адреса своей интернет-страницы названия компании, например, mvideo.ru), есть даже случаи регистрации анимационного ролика.
После того, как товарный знак прошел предварительную проверку на уникальность, подается заявка в Роспатент, в которой описывается знак, классы МКТУ, сведения о заявителе, прикладывается квитанция об оплате госпошлины. Процедура регистрации включает несколько этапов – формальную проверку документов, непосредственную экспертизу товарного знака, при положительном решении – выдачу свидетельства, удостоверяющего ваши исключительные права. На каждом этапе у специалистов Роспатента могут возникнуть вопросы, но регламент процедуры регистрации выстроен паритетно и заявителю всегда предоставляется возможность представить свои доводы, возражения или даже оспорить решения этого госоргана. У наших юристов большой опыт не только в подготовке документов, но и в защите интересов заявителя в случае необходимости вести диалог с экспертами Роспатента.
В целом, от и до, весь процесс занимает немного больше года. Однако, при необходимости, существует услуга ускоренной регистрации. Свидетельство действует в течение 10 лет, после чего, при условии, что товарный знак добросовестно используется, исключительное право может быть продлено на такой же срок.
Таким образом, по итогу регистрации вы получаете полностью защищенный актив в виде исключительных прав на товарный знак, который никто не сможет скопировать либо каким-то образом использовать без вашего разрешения.
Охрана коммерческого обозначения
Еще одним важным составным элементом бренда компании является коммерческое обозначение.
Это относительно новый институт гражданского права, представляющий собой узнаваемое обозначение самой компании либо объектов ее предпринимательской деятельности (магазинов, точек общепита, салонов услуг). Например, компания ООО «ЭЛИТ-МЕД» оказывает услуги под эгидой стоматологии под названием «Все свои!». Или ИП Васнецов открыл сеть кафе «Круассан».
То есть коммерческие обозначения не являются фирменными наименованиями организаций, официально зарегистрированными в ЕГРЮЛ (или ЕГРИП), хотя и могут с ними совпадать, полностью или частично. Коммерческое обозначение не подлежит обязательному включению в учредительные документы предпринимателя. У него достаточно много способов использования – на вывесках, в рекламе, размещаться на товарах или во внутренней документации.
Согласно нормам Гражданского кодекса РФ, это средство индивидуализации должно применяться именно в целях предпринимательской деятельности, обладать достаточными различительными признаками для узнаваемости своего носителя и являться известным в пределах определенной территории.
Также в законе есть ограничение, устанавливающее, что для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения, тогда как под одним и тем же обозначением может функционировать несколько предприятий. Кроме того, в отличие от товарного знака, распорядится коммерческим обозначением как объектом собственности нельзя. Этот правовой институт неразрывно связан с компанией-носителем.
Как же осуществляется правовая защита бренда с точки зрения коммерческого обозначения?
Какой-либо формальной процедуры, как при регистрации товарного знака, не требуется. Право на коммерческое обозначение возникает автоматически, после начала его фактического использования, при условии, что оно отвечает требованиям, которые мы рассмотрели выше.
Защита вашего исключительного права на коммерческое обозначение означает, что вы можете запретить любым другим предпринимателям использовать такое же или похожее обозначение на территории, где вы уже приобрели узнаваемость.
Интересно, что в коммерческое обозначение можно частично или полностью включить свое фирменное наименование, а также товарный знак или знак обслуживания (и наоборот, обозначение можно использовать в своей торговой марке). При этом все элементы такого составного коммерческого обозначения охраняются отдельно и независимо друг от друга.
В случае спорной ситуации защита права на коммерческое обозначение осуществляется суде, причем бремя доказывания в этом случае будет лежать на правообладателе. Доказать возникновение у вас прав на это средство индивидуализации можно, например, с помощью результатов опросов потребителей, расходов на производство товаров, маркированных таким обозначением, или рекламу.
Важно также иметь ввиду, что, если данный нематериальный актив не используется непрерывно в течение года, право на него может быть прекращено.
Защита бренда с помощью патентных прав
Если частью вашей предпринимательской деятельности является разработка новых технических либо дизайнерских решений или идей, то стоит задуматься как защитить эти составляющие бренда с точки зрения интеллектуального права. Объектами в данном случае являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Эти элементы интеллектуальной деятельности защищаются патентным правом. Главным условием патентоспособности всех этих объектов является их новизна.
Изобретение
Изобретение, помимо новизны, должно быть промышленно применимым и соответствовать изобретательскому уровню, то есть для профильного специалиста оно не должно явным образом следовать из существующего на сегодняшний день уровня техники. В качестве изобретения можно запатентовать устройства, методы и способы, вещества, штаммы микроорганизмов, генетические конструкции.
Полезная модель
Что касается полезной модели, помимо новизны, она должна быть промышленно применима. В некоторых источниках этот объект называют «малое изобретение». Это техническая идея доработки уже существующей техники, устройств, конструкций. Например, разработка нового вида фильтра для пылесоса, дополнение электрических розеток защитными крышками, стула – механизмом складывания.
Промышленный образец
Промышленный образец представляет собой оригинальное (новое) дизайнерское решение, касающееся исключительно внешнего вида изделия.
Это может быть необычная форма, конфигурация, орнамент, сочетание цветов, линий, контуры изделия, текстура или фактура материала изделия. В качестве промышленных образцов в настоящее время, например, запатентован леопардовый принт на ткани, некоторые формы обуви, гамак для купания младенцев, компьютерные «иконки». В некоторых случаях наши специалисты советуют осуществлять комбинированную защиту промышленного образца, дополнив ее свидетельством на товарный знак.
Программа для ЭВМ
Если ваше предприятие занимается разработкой софта, получение патента на уникальную программу для ЭВМ будет серьезной ее защитой от незаконного использования. Стоит отметить, что в большинстве случаев разработчики предпочитают ограничиться получением авторского свидетельства на программу для ЭВМ, ведь с юридической точки зрения, это объект именно авторского права. Это действительно проще технически, но, по нашему мнению, авторское свидетельство не всегда в полной мере защищает такой актив от посягательств. Так, злоумышленники смогут ее использовать, внеся некоторые изменения, потому что авторское право охраняет программу только в ее неизменном, первоначальном виде.
Поэтому для действительно полноценной охраны стоит задуматься о патентовании программы для ЭВМ как изобретения, в этом случае под правовой защитой будет находится не конкретный набор кодов, а последовательно выстроенный алгоритм функций, каждая из которых и все вместе в совокупности приводят к определённому результату.
Порядок действий для получения патента
Для того, чтобы подать заявку на получение патента, необходимо провести предварительный патентный поиск. Наши профессиональные патентные поверенные оценят соответствие продукта всем критериям патентоспособности и помогут выбрать оптимальную стратегию дальнейших действий.
Затем необходимо подготовить заявку, в которой содержится полное описание продукта, чертеж (схема, карта), существенные признаки, перечень способов использования, возможные промышленные аналоги и множество других характеристик, в случае изобретения или полезной модели – формула и реферат. К заявлению прилагается квитанция об уплате государственной пошлины.
После подачи заявления и всех необходимых документов в Роспатент, должностными лицами будет проведена формальная экспертиза, затем, экспертиза, по существу. В целом, срок на получение патента на изобретение составляет порядка 18 месяцев, на полезную модель – около полугода, на промышленную модель – ориентировочно год.
Обращаем внимание, что патент на изобретение действует на 20 лет, на полезную модель — 10 лет, причем без права продления.
Патент на промышленный образец действует 5 лет с возможностью продления общим сроком не более 20 лет.
Сайт как составная часть бренда
С связи с тем, что в последнее время бизнес практически во всех сферах переходит в онлайн пространство, продумать защиту сайта как «лица» компании также чрезвычайно важно.
Поскольку объект этот состоит из множества элементов, рекомендуем максимально защитить каждый из них с помощью соответствующих юридических инструментов.
Как говорилось выше – доменное имя (или адрес сайта) может быть охраняем как товарный знак. Дизайн и интерфейс – как промышленный образец. Размещаемый контент, например, фотографии, статьи, видео следует рассматривать как объекты авторских прав.
Подводя итог, можем сказать, что каждый бренд уникален, каждая компания, в зависимости от области деятельности, целей, аудитории, нуждается в собственном подходе с точки зрения выбора правильной охранной стратегии и ее способов.
Наши профессиональные юристы, работающие в сфере интеллектуальных прав, и опытные патентные поверенные помогут разработать и внедрить в жизнь план по всесторонней и индивидуальной правовой охране, оптимальный именно для вашего бренда.