Что такое фирменное наименование?
У любой компании есть свое фирменное наименование. Это имя юридического лица, которое ей дали при регистрации. Является объектом исключительного права и охраняется законом.
Чтобы не пришла повестка в суд и не пришлось терпеть убытки, выбирая фирменное наименование нужно принимать во внимание юридические нюансы.
Рассказываем, как выбрать название для компании, чтобы не было проблем с законом, и защитить его от недобросовестных конкурентов.
Особенности фирменных наименований
Фирменное наименование — это обозначение, под которым организация выступает на рынке и осуществляет свою деятельность. Иными словами, это «лицо организации», которое отличает ее от конкурентов, а клиентам позволяет безошибочно отличить продукцию.
Состав фирменных наименований включает в себя две части: организационную структуру (ОАО, ПАО, ООО и т.д.) и само название компании.
Особенности фирменных наименований:
- Закрепляется в уставе и в других учредительных документах. Вносится в единый государственный реестр юридических лиц.
- Является неотъемлемой частью компании: указывается на фирменном бланке, вывесках, рекламе, печати, счетах, договорах, странице социальных сетей, если переписка ведется от лица организации.
- Регистрируется вместе с организацией в налоговом органе. Специального процесса регистрации такие обозначения не требуют.
- Фирменным названием могут обладать только организации.
- Коммерческая организация вправе иметь несколько наименований: помимо русского, дополнительно на иностранном языке или языках народов РФ.
- Можно воспользоваться сокращенным наименованием на русском языке. К примеру, полное название — Открытое акционерное общество «Ромашка и Василек». Сокращенное — ОАО «Ромашка и Василек».
- Права на фирменное наименование прекращаются в момент ликвидации юридического лица или официальной смены названия.
- Закон не позволяет распоряжаться наименованием — продавать, дарить и т.д.
- Налоговый орган при регистрации компании по собственной инициативе не проверяет оригинальность наименований. Поэтому на практике организации со схожими и тождественными наименованиями большое количество.
Как выбрать фирменное наименование
Юристы компании «ВИС» с 1989 года помогают защитить организациям все виды интеллектуальной собственности. За многие годы работы мы сформировали рекомендации, которые помогут вам оградить себя от рисков перед регистрацией компании.
Во-первых: название юридического лица не должно противоречить закону.
В Гражданском кодексе Российской Федерации перечислены основания, запрещающие включать в фирменное наименование компании:
- Государственные символы и знаки.
- Названия, флаги, гербы и другие знаки международных организаций: например, ООО «Большая семерка», ОАО «Красный крест».
- Сведения о печати, наградах, знаках отличия, клейма. К примеру: ОАО «Масло 585 пробы».
- Официальные названия органов власти, других стран, а также производные от них. Налоговая точно откажет в регистрации, если обозначение компании включает слова «Китай», «Итальянский торговый дом».
- Название намекает на связь с государством, если в составе учредителей нет государства. К примеру, содержит слова «государственный», «российский» или их части. Налоговая не зарегистрирует продуктовый магазин «Единая Россия» или кальянную «Следственный комитет».
- Слова и выражения «Россия», «Российская Федерация» могут употребляться в наименовании фирмы, но только по разрешению Правительства РФ.
- Названия общественных объединений.
- Выражения и слова, противоречащие общественным интересам, принципам морали и гуманности. Например, ругательства.
- Название организации сходно до степени смешения или тождественно другому фирменному наименованию. Это значит, что обозначения настолько похожи, что клиент может их перепутать
Во-вторых: советуем вам не просто выбрать красивое и подходящее название. А удостовериться, в том, что оно не занято.
Оригинальность фирменных наименований можно проверить через доступные сервисы: к примеру, на сайте Федеральной налоговой службы, изучив данные ЕГРЮЛ.
Если вы столкнулись с похожим наименованием, посмотрите, чем занимается эта организация. Допустим, есть маникюрный салон «Рога и копыта», а вы хотите заняться поставкой строительных материалов «Рога и копыта». Так можно. Это разные виды деятельности.
Обозначения коммерческой организации не должны совпадать с другими средствами индивидуализации юридических лиц. Поэтому нужно провести общую проверку по базе товарных знаков.
Чтобы получить полную и достоверную информацию и исключить неблагоприятные последствия, советуем обратиться к специалистам.
У юристов компании «ВИС» полная база товарных знаков и опыт проверок уникальности наименований более тридцати лет. Патентные поверенные помогут быстро и качественно провести проверку на соответствие с уже зарегистрированными и поданными на регистрацию, но пока не получившими свидетельство.
После сравнительного анализа наши клиенты могут без рисков регистрировать названия фирм, в том числе в качестве товарного знака.
Как защитить права на название компании
Если организация давно работает на рынке и у нее есть круг постоянных клиентов, то ее наименованием могут воспользоваться непорядочные конкуренты. Они могут начать вести такую же деятельность под тем же или похожим именем, используя заработанную репутацию и обманывая клиентов.
Ежегодно растет количество исков, направленных на защиту названия фирмы.
Закон предусматривает судебную охрану права на фирменное наименование.
Для этого нужно доказать:
- Название организации конкурента сходно до степени смешения с наименованием вашего юридического лица.
- Компании ведут одинаковую деятельность.
- Обозначение вашего юридического лица зарегистрировано раньше названия конкурента.
- Причем организационная структура фирмы не важна.
Рассмотрим на конкретном примере.
Компания ЗАО «Дагомысчай» подала иск к ООО «Дагомысский чай» с требованием прекратить использовать фирменное наименование, аналогичное ее сокращенному названию.
При этом у истца и ответчика были различные правовые формы: у «Дагомысчай» — закрытое акционерное общество, у «Дагомысский чай» — общество с ограниченной ответственностью.
Суд согласился с доводами истца и обязал ООО «Дагомысский чай» прекратить использование названия. Основание — компания ООО «Дагомысский чай» допустила все три нарушения: совпадение наименований, работа на одном рынке и регистрация в ЕГРЮЛ позже истца.
Причем суд не принял во внимание разную организационную структуру юридических лиц, так как покупатели вводятся в заблуждение именно наименованием (Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 октября 2020 года по делу № А32—39775/2020).
С ответчика также можно потребовать возмещения убытков и упущенной выгоды. Для этого нужно доказать размер убытков и упущенной выгоды и связь между допущенным нарушением и убытками.
Так, по решению суда компании ООО «Волвек Снаб» пришлось заплатить ООО «НПК «Волвек Плюс» убытки в виде упущенной выгоды в размере 7 319 491, 53 рублей. Основанием послужило, то, что ответчик воспользовался фирменным наименованием истца при осуществлении деятельности по торговле стальным волокном (Решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 декабря 2016 года по делу № А76-17720/2016).
Подведем итоги:
Фирменное наименование — имя организации, под которым она работает. Фиксируется в учредительных документах и в ЕГРЮЛ при регистрации. Охраняется законом.
Выбирая название компании, стоит проверить свободно ли оно, чтобы в дальнейшем не участвовать в судебных разбирательствах.
Организационная структура для суда значения не имеет.
Особое внимание следует уделить кодировке ОКВЭД, если в реестре есть похожие обозначения.
Исключительные права на название фирмы можно защитить в суде. Для этого необходимо доказать: схожесть названий, ведение аналогичной деятельности по ОКВЭД и более раннюю регистрацию.
Полное или сокращенное название — значения не имеет. В коммерческой деятельности используются оба варианта.
При охране права на обозначение истец может взыскать убытки и упущенную выгоду.
Охрана исключительного права на обозначение появляется с даты государственной регистрации организации и прекращается в связи с исключением из ЕГРЮЛ либо смены названия.
Правопреемство в отношении фирменных наименований законом запрещена.
При выборе фирменных наименований, товарных знаков патентные поверенные компании «Вис» помогут быстро и качественно провести сравнительный анализ с названиями конкурентов. Мы предоставляем услуги и по их защите, включая представительство в судах.
Позвоните нам по телефону или задайте вопросы через форму на сайте.