Что такое фейк
Покупка брендовой одежды, автомобиля дорогой марки или украшения известного ювелирного дома всегда считалась показателем престижа, достижения желаемого статуса, способом выделится. Во многом это действительно обосновано – ведь создатели знаменитых брендов заслужили всемирное признание не на пустом месте – десятилетия работы, развитие бизнеса, сохранение марки во времена кризисов и потрясений, а также ставка на безукоризненное качество продукции.
Неудивительно, что многих предпринимателей привлекает престиж и доходность известных брендов, но повторить их сложный и трудоемкий путь стремятся далеко не все. А если вспомнить о стремлении многих покупателей к заветному логотипу, недостижимому из-за высокой стоимости, то в точке пересечения интересов этих двух групп и возникает такое интересное явление в нашем современном обществе потребления как фейк, от английского слова «fake» — поддельный, фальшивый. Иными словами – копия, плагиат, имитация – попытка изготовления вещи, похожей на известный продукт, для того, чтобы ввести в заблуждение покупателей. Фейк всегда стоит намного дешевле оригинального бренда, иначе его производство попросту теряет смысл. Но и качество будет, как правило, весьма посредственным.
Что можно считать фейком?
Иногда понятие фейк применяют к относительно безобидным явлениям – например, намеренное использование отечественными фирмами иностранных названий, для того, чтобы создать впечатление, что продукт – импортный, а значит, как многие привыкли думать, – более качественный.
Немало людей удивляется, узнав, что косметику Fаberlic изготавливают в Подмосковье, а обувь Carlo Pazolini не имеет никакого отношения к Италии. В мире моды распространено такое явление как реплика.
Это нельзя назвать откровенной подделкой, скорее подражание дизайнеров от масс-маркета «старшим братьям» — именитым модным домам. Иногда люксовые бренды замечают слишком усердное перенимание их тенденций и прибегают к судебным искам. Особенно часто копированием грешат китайские торговые марки. Совсем недавно, весной прошлого года, Shein (популярный китайский бренд одежды) стал ответчиком в иске, поданном Ralph Lauren о нарушении прав на товарные знаки и недобросовестной конкуренции. Модный бренд обвинил компанию-владельца в том, что она реализует одежду, маркированную товарными знаками, которые «практически неотличимы и/или сходны до степени смешения с одним или несколькими знаками Ralph Lauren», а именно с его знаменитым логотипом игрока в поло. Согласно иску Ralph Lauren нарушение является «преднамеренным и направлено на то, чтобы запутать общественность и нанести вред Ralph Lauren», а также в «попытке использовать репутацию подлинных продуктов бренда Ralph Lauren» для собственной выгоды.
Надо сказать, что любые производители подделок прекрасно понимают, что нарушают закон. Именно поэтому большинство таких «бизнесменов» все же старается избегать детального и полного копирования настоящего бренда
Они меняют одну букву в названии, используют похожий логотип, созвучное наименование, общий стиль, фон торговой марки. Иногда различие очевидно сразу, а иногда даже опытные маркетологи не могут сходу отличить подделку. То есть некоторые продавцы подделок стремятся выдать свой продукт за чужой, а другие действуют тоньше – используют лишь некоторые элементы популярного брэндинга, узнаваемые дизайнерские решения, перерабатывая их для своей продукции.
Например, несколько лет назад юридическое сообщество России активно обсуждало судебный иск Apple к нескольким отечественным компаниям с требованием, как это ни странно, отказаться от использования в названии товаров латинской буквы i. В тот период компания Apple активно выводила на рынок такие свои продукты как iPad, iPhone, приложение iTunes, и считала, что российские производители iBroker, iTour, iФрукт, iCar пользуются имиджевыми ресурсами американского гиганта для собственного продвижения. ООО «Эппл Рус» — представитель яблочного бренда в нашей стране, тогда же выпустило заявление о недопустимости подобного нейминга.
Чем отличается фейк от контрафакта
Фейк стоит отличать от контрафакта. Эти явления имеют различную квалификацию с точки зрения отнесения их к объектам правонарушения. Контрафакт – это продукт (продукцию, этикетки, упаковки товаров) на которых незаконно размещен знак индивидуализации или сходное с ним до степени смешения обозначение.
То есть контрафактная продукция всегда нарушает интеллектуальные права правообладателя. При этом контрафакт часто практически не уступают по качеству оригиналу, тогда как фальсификат – подделка низкого качества, которая выдается за подлинник. В некоторых случаях контрафакт технически и вовсе не является подделкой, это может быть незаконно ввезенный, незадекларированный, либо не учтенный на фабрике оригинал.
Фальсификат же производится с нарушением технологии производства, поэтому противоречит требованиям законодательства о техническом регулировании и сертификации, а контрафакт, как мы уже сказали, нарушает права на объекты интеллектуального труда. При этом и контрафакт, и фальсификат находятся в незаконном обороте и причиняют ущерб как потребителям, так и компаниям, продукцию или знаки индивидуализации, которых они копируют, в связи с чем и то и другое является нарушением законодательства о защите конкуренции и норм о защите прав потребителей.
Обратите внимание, если ваши бренды не внесён в базу Роспатента, его подделка по закону контрафактом признана быть не может. Поэтому как первый обязательный этап защиты бизнеса юристы бюро «ВИС» всегда рекомендуют официальную регистрацию объектов интеллектуальной собственности – товарных знаков, знаков обслуживания, дизайнерских решений в отношении упаковки.
Патентные поверенные ТИА «ВИС» более тридцати лет сопровождают правообладателей по любым вопросам, связанным с получением свидетельств на знаки индивидуализации, патентов на авторские права.
После регистрации товарного знака стоит подумать о внесении бренда в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Это поможет отследить и предотвратить ввоз в Россию поддельной продукции с вашим логотипом. Наши клиенты иногда удивляются тому, что совсем небольшое, иногда ограниченное региональным рынком сбыта производство, становится объектом имитаций. К сожалению, это не редкость. Китайские фабрики сейчас копируют даже ивановский трикотаж.
Возможно ли уголовное наказание за фейк?
Как правило, изготовители поддельной продукции получают штрафы от контролирующих органов, судебные иски от владельцев брендов, по которым может быть присуждена выплата компенсации или возмещение ущерба. Кроме этого, есть случаи, когда за копирование товара можно получить не просто штраф, а вполне реальный срок. Речь идет о социально значимой продукции и подакцизных товарах.
В российских законах понятие фейк официально не закреплено, но в отношении лекарств и продуктов питания существуют такие определения:
- фальсифицированным лекарством признается такое лекарственное средство, описание к которому содержит ложную информацию о его составе и (или) производителе (Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»). Статья 235.1 Уголовного кодекса России предусматривает серьезное наказание (максимально – лишение свободы до восьми лет) за производство лекарственных средств или медицинских изделий без специального разрешения.
- в качестве фальсифицированных определяются пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной (Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов».).
Наиболее опасными видами поддельной продукции являются лекарственные средства-пустышки, продукты питания, произведенные с нарушением санитарных и гигиенических норм, детские игрушки, произведенные с ядовитыми компонентами. В прошлом году надзорные органы нашли и уничтожили до 5 млн упаковок поддельных лекарственных средств, также было изъято почти 10 млн литров поддельной алкогольной продукции.
Что касается подакцизных товаров (алкоголь, табачная продукция, парфюмерия), недобросовестные изготовители не только выпускают продукт сомнительного качества, но и подделывают государственные акцизные марки либо федеральные специальные марки, что тоже является уголовно наказуемым деянием.
Защита бренда от подделок
Рынок поддельной продукции наносит огромный ущерб добросовестным предпринимателям. Если вы производите позитивно воспринимаемый аудиторией продукт, будьте уверены, что в ближайшее время кто-то захочет на этом заработать. Не так давно к нам обратился прекрасный мастер-краснодеревщик, который сумел из маленькой мастерской масштабировать довольно крупное производство интересных и уникальных изделий – деревянного оружия по мотивам популярных компьютерных игр. Это были мечи, кинжалы, ножи, украшенные узнаваемыми знаками и символами. Любители киберспорта на тематических ярмарках, фестивалях и онлайн площадках расхватывали их как горячие пирожки. Разумеется, продукция была моментально скопирована, причем в очень плохом качестве и продавалась по демпинговым ценам. Некоторые предприниматели считают, что подделывают исключительно крупные мировые бренды с громкими именами, но приведенный пример показывает, что это совсем не так. Юристы бюро «ВИС» в подобных случаях предлагают различные способы защиты бизнеса, разрабатывая план действий исходя из обстоятельств и потребностей клиента.
В качестве одной из мер защиты от подделки товарных знаков успешно применяется исковое требование о запрете использовать без разрешения сходное с товарным знаком обозначение. Однако следует обратить внимание, что такой запрет не должен быть абстрактным – то есть нельзя требовать от конкретного лица на будущее в любое время не использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Запрет должен касаться конкретного правонарушения.
Что еще может стать объектом подделки? Безопасность в сети
Когда речь идет о бизнесе, под угрозой может оказаться любой актив, в том числе, нематериальные – объекты авторского права, деловая репутация, коммерческое обозначение, которое вы сделали узнаваемым и успешным.
Серьезным атакам часто подвергаются сайты хорошо заявивших о себе компаний. Злоумышленники копируют оригинальный дизайн, меняют пару символов в доменном имени, настраивают выдачу своей страницы по поисковым запросам, относящимся к вашей сфере – и просто переводят на себя поток ваших покупателей.
Для подобной проблемы есть решение. Юристы «ВИС» предлагают обеспечить охрану дизайна вашего сайта в различных вариантах: как в качестве промышленного образца в рамках патентного права, так и по нормам авторского права в качестве произведения дизайна.
Стоит еще обратить внимание, что сейчас рынок фейков более чем на 60% сосредоточен в сети Интернет. Это сильно усложняет работу надзорных органов, привлечь к ответу нарушителей, выставляющих поддельные товары на маркетплейсах или социальных сетях намного сложнее, чем арестовать реальный склад или магазин. Для того, чтобы помочь предпринимателям, специалисты юридической компании ТИА «ВИС» разработали специальную программу защиты бизнеса от контрафакта и продаж подделок в интернете. Вам не нужно больше собирать данные о подделках по отзывам или внезапно узнавать об них, получив жалобу недовольного покупателя. Мы проводим глубокий мониторинг в сети по сайтам, торговым площадкам, рекламным объявлениям и соцсетям. При обнаружении нелегально предлагаемой продукции принимаем меры для блокировки ресурса посредством обращения к администрации сайта, после чего готовим полный комплект документов для взыскания компенсации с нарушителя – претензию, исковое заявление, расчет ущерба.
Система Антиконтрфакт и «ВИС» полностью берут на себя защиту вашего бизнеса от подделок в Интернете. А если вы дополнительно решите зарегистрировать интеллектуальную собственность в Таможенном реестре, это обеспечит практически всестороннюю безопасность продукции от недобросовестных конкурентов.