Вопрос-ответ

Организация заключила лицензионный договор с правообладателем исключительного права на художественный фильм, в соответствии с которым ей были переданы права на публичный показ этого фильма в кинотеатре.

Вправе ли организация "вырезать" из фильма сцены насилия, жестокости, секса для того, чтобы показывать этот фильм любой зрительской аудитории без учета возраста?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Исключать какие-либо эпизоды из аудиовизуального произведения возможно только в том случае, если на это получено согласие автора или иного правообладателя.

Обоснование вывода:

Кинофильм - это аудиовизуальное произведение, которое является объектом авторских прав (п. 1 ст. 1263, п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

Авторские права - интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, включающие в себя исключительное право, которое является имущественным правом (п. 1 ст. 1255, ст. 1226 ГК РФ).

Как следует из ст.ст. 1229, 1270 ГК РФ, исключительное право на произведение принадлежит автору произведения или иному правообладателю. По общему правилу только лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

Помимо исключительного (имущественного) права на произведение, его автору могут принадлежать также личные неимущественные права, а также иные права, такие как право следования, право доступа и другие (ст.ст. 1226, 1255 ГК РФ). Личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен (п. 2 ст. 1228 ГК РФ).

Одним из личных неимущественных прав автора является право на неприкосновенность произведения (пп. 4 п. 2 ст. 1255, ст. 1266 ГК РФ). Это право заключается в том, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (п. 1 ст. 1266 ГК РФ).

Наряду с личным неимущественным правом на неприкосновенность произведения нормы ГК РФ предусматривают право автора на переработку произведения (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Это право представляет собой способ использования произведения и является одним из правомочий, входящих в исключительное право.

По вопросу соотношения права на неприкосновенность произведения и права на переработку произведения Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ в п. 31 постановления от 26.03.2009 N 5/29 дали следующие разъяснения:

"Право на неприкосновенность произведения касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося. Соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном п. 1 ст. 1266 ГК РФ), которое должно быть определенно выражено. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным.

Переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. При этом право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (ст. 1234 ГК РФ) либо предоставлено по лицензионному договору (ст. 1235 ГК РФ), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (ст. 1241 ГК РФ)".

Таким образом, внести изменения в произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося, может либо лично автор, либо иное лицо, получив определенно выраженное согласие автора на внесение таких изменений.

Право на переработку произведения, в результате которой будут создано производное произведение, изначально принадлежит автору произведения. Право на этот вид использования произведения может быть передано в том числе на основании лицензионного договора.

Согласно п. 1 ст. 1235 ГК РФ лицензиат может использовать произведение в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату. В рассматриваемом случае в соответствии с лицензионным договором правообладатель передал только права на публичный показ фильма.

Следовательно, лицензиат не вправе использовать произведение каким-либо иным способом, в том числе осуществлять какую-либо его переработку.

Согласия автора на внесение изменений в художественный фильм, которые не повлекут создание нового произведения, в приведенном вопросе случае лицензиатом также не было получено.

При таких условиях организация, получившая права на публичный показ фильма, не вправе каким-либо образом изменять это аудиовизуальное произведение, в том числе исключать отдельные эпизоды по своему усмотрению. Обладая правом публичного показа, организация вправе демонстрировать произведение только в том виде, в котором создали его авторы.

При этом организацией, осуществляющей показ кинофильма, должны соблюдаться требования законодательства об установлении возрастных ограничений зрительской аудитории аудиовизуальных произведений (смотрите, например, приказ Федерального агентства по культуре и кинематографии от 15.03.2005 N 112 "Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава Экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений").

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Аносова Юлия, Серков Аркадий.