Вопрос-ответ

Физическое лицо (первый автор) имеет идею (сюжет, историю) для фильма. Это физическое лицо хотело бы заказать написание сценария фильма с использованием своей идеи (сюжета, истории) другому физическому лицу (второму автору) или индивидуальному предпринимателю, при этом чтобы права на саму идею сохранились за первым автором и не могли бы быть использованы вторым автором после написания сценария (выполнения заказа).

То есть второй автор не должен иметь права написать другой переработанный сценарий, выпустить книгу или иное самостоятельное литературное произведение с использованием идеи (сюжета) первого автора после выполнения авторского заказа.

Возможен ли договор авторского заказа между первым автором как физическим лицом и другим физическим лицом или индивидуальным предпринимателем (вторым автором), содержанием которого станет заказ написания сценария по идее первого автора? Как при этом первому автору защитить свои авторские права на идею фильма?

Согласно п. 3 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Пунктом 5 той же статьи установлено, что авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Следовательно, идея, связанная с созданием фильма (написанием сценария), сама по себе не может являться объектом авторских прав.

К объектам авторских прав относятся, в числе прочих, литературные произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Они являются одним из видов результатов интеллектуальной деятельности (пп. 1 п. 1 ст. 1225 ГК РФ).

Как определено п. 1 ст. 1229 ГК РФ, результат интеллектуальной деятельности не может быть использован другими лицами без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности (в том числе способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 1288 ГК РФ по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Следует отметить, что участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица (п. 1 ст. 2 ГК РФ). По общему правилу граждане (в том числе не осуществляющие предпринимательскую деятельность) и юридические лица могут быть сторонами любого договора, если это не противоречит правилам законодательства об отдельных видах договоров (п. 1 ст. 17, ст. 18, п. 1 ст. 49, п. 1 ст. 421 ГК РФ).

Следовательно, не существует правовых препятствий для заключения договора авторского заказа, сторонами которого будут выступать физические лица, как осуществляющие, так и не осуществляющие предпринимательскую деятельность.

В соответствии с п. 2 ст. 1288 ГК РФ договор авторского заказа может предусматривать отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах. Если договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору соответственно применяются правила ГК РФ о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное.

Пункт 1 ст. 1270 ГК РФ устанавливает, что автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

Одним из способов использования произведения является его перевод или другая переработка. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного) (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

В п. 31 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 5/29) разъясняется, что переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. При этом право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (ст. 1234 ГК РФ) либо предоставлено по лицензионному договору (ст. 1235 ГК РФ), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (ст. 1241 ГК РФ).

Таким образом, стороны договора авторского заказа вправе предусмотреть в нем отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое включает и право на переработку этого произведения. Иное, помимо правообладателя, лицо, включая и автора произведения, не вправе будет осуществлять его переработку путем создания нового сценария, иного литературного произведения, издания книг и т.п.

При этом, поскольку идея (сюжет) воплощается в конкретном произведении, использование этой идеи (сюжета) без согласия правообладателя, в частности, путем переработки произведения может быть квалифицировано как нарушение его исключительного права на произведение, что преследуется по закону (смотрите в связи с этим определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.03.2008 N 45-Г08-6).

Необходимо отметить, что в силу п. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 той же статьи.

Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ в п. 29 Постановления N 5/29 указали, что поскольку согласно п. 3 ст. 1270 ГК РФ охране подлежат произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, то под персонажем следует понимать часть произведения, содержащую описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

Охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе путем переработки (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Таким образом, авторское право распространяется не только на произведение в целом, но и на его часть. Идеи заказчика, нашедшие выражение в сюжете, персонажах, иных элементах произведения, правообладателем которого он является, если они могут быть признаны частью произведения согласно п. 3 ст. 1270 ГК РФ, подлежат правовой охране, как и само произведение.

Исходя из изложенного, можно прийти к следующим выводам применительно к рассматриваемой ситуации.

Заказчик ("первый автор") не может иметь авторского права на идею фильма как таковую, так как идеи сами по себе не являются объектом авторских прав. Он не может обладать и авторскими правами на сценарий в полном объеме, так как право авторства и право автора на имя неотчуждаемы и непередаваемы (п. 1 ст. 1265 ГК РФ), и автором сценария будет признан "второй автор". Однако договором авторского заказа может быть предусмотрено, что исключительное право на сценарий приобретает заказчик, что исключит правовую возможность для иных лиц, в том числе для автора, использовать произведение без согласия заказчика, включая переработку сценария и создание каких-либо производных произведений на его основе.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ерин Павел, Золотых Максим.