Вопрос-ответ

По заказу продюсера на основании оригинальной истории, а также первого сценария автора был создан сценарий фильма. Продюсер обладает исключительными правами (в том числе правом на переработку) на оригинальную историю, первый сценарий и эскизы персонажей на основании лицензионного договора с автором первого сценария, автором оригинальной истории. Продюсер передал художникам полученные эскизы персонажей на доработку, переработку. Далее продюсер по договору авторского заказа заключил договор с другим сценаристом на переработку первого сценария. Названия некоторых персонажей изменились.

Принадлежит ли продюсеру право на изменение названий персонажей?

Кому изначально принадлежит право на название персонажа: автору оригинальной истории, автору оригинального сценария, художнику-постановщику?

Могут ли считаться нарушением личного неимущественного права автора несущественные изменения в названии персонажа, которые не влияют на общий смысл?

Оригинальная история, сценарий и эскизы персонажей относятся к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности - произведениям (подп. 1 п. 1 ст. 1225, п.п. 1 и 7 ст. 1259 ГК РФ). Согласно подп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности также являются производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения.

В рассматриваемой ситуации оригинальным произведением является оригинальная история. Все остальные произведения являются производными.

1. В силу подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ переработка произведения, то есть создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т.п.), признается одним из способов его использования, а значит способом осуществления исключительного права на произведение. Переименование персонажей в процессе очередной переработки оригинальной истории и первого сценария в данном случае является этапом переработки произведения.

Соответственно, разрешить переработку сценария, включая переименование персонажей, может обладатель исключительного права на произведение.

Исключительное право на произведение первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах (п. 2 ст. 1288 ГК РФ).

Кроме того, в силу п. 1 ст. 1240 ГК РФ лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. В случае, когда лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

В результате переработки произведения создается производное произведение, которое в силу п. 1 ст. 1260 ГК РФ является самостоятельным объектом авторских прав. При этом автору производного произведения принадлежит и исключительное право на это произведение (п. 1 ст. 1260, п. 2 ст. 1255 ГК РФ). Авторские права автора производного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное произведение (п. 4 ст. 1260 ГК РФ).

Таким образом, переименование персонажей в связи с созданием каждого следующего производного произведения является правомерным, если лицо, осуществляющее их переименование, обладает правом на переработку (в составе переданных ему исключительных прав) как оригинального произведения, так и производных от оригинала произведений, которые лежат в основе переработки. Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае правом на переработку переданных автором оригинальной истории, первого сценария и эскизов персонажей обладает продюсер.

При этом исключительное право на созданные в результате переработки произведения (второй сценарий, измененные эскизы персонажей) возникает у продюсера в соответствии с уже упомянутыми п. 2 ст. 1288, п. 1 ст. 1240 ГК РФ. При наличии потребности в переработке этих произведений для дальнейшей работы над фильмом продюсеру необходимо обладать соответствующим правом.

2. Согласно п. 3 ст. 1260 ГК РФ автор производного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав автора произведения, использованного для создания производного произведения.

Помимо исключительного права, которое является имущественным правом и которым могут обладать и не являющиеся автором лица (ст. 1226, п. 3 ст. 1228 ГК РФ), автору принадлежат также личные неимущественные права, которые неотчуждаемы, непередаваемы и охраняются бессрочно (п. 2 ст. 1228 ГК РФ).

Одним из личных неимущественных прав, принадлежащих автору произведения, является право на неприкосновенность произведения (подп. 4 п. 2 ст. 1255 ГК РФ). Последствия нарушения этого права предусмотрены ст. 1251 ГК РФ. Названное право предполагает запрет на внесение без согласия автора в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (п. 1 ст. 1266 ГК РФ). В силу п. 3 ст. 1266 ГК РФ обладатель исключительного права на произведение в любом случае не должен при переработке произведения допускать его извращения, искажения или иного изменения, порочащего честь, достоинство или деловую репутацию автора. Если такие действия осуществляются, автор вправе требовать защиты чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ.

Как и прочие личные неимущественные права, право на неприкосновенность произведения, являясь неотчуждаемым и непередаваемым, при использовании произведения в составе сложного объекта сохраняется за автором произведения (п. 3 ст. 1240 ГК РФ). Однако наличие у автора этого права предполагает возможность разрешать другому лицу такое изменение произведения, которое не является переработкой (ст. 1266 ГК РФ).

Как разъяснено в п. 31 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29, право на неприкосновенность произведения касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося, то есть его переработкой. Как нам представляется, в качестве подобных изменений может рассматриваться и изменение названий персонажей сценария без переработки сценария. Если право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права, то право на неприкосновенность произведения, как указано в приведенном пункте постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, означает, что внесение не являющимся автором произведения лицом таких изменений в произведение, которые не приводят к его переработке, во всех случаях требует определенно выраженного согласия автора. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации из сказанного можно, на наш взгляд, сделать следующие выводы.

Любое (в том числе несущественное) изменение названий (имен) персонажей произведения (сценария) само по себе не приводит к переработке сценария. В силу п. 1 ст. 1266 ГК РФ лицо, не являющееся автором произведения (сценария), вправе при создании произведения, являющегося сложным объектом (фильма), изменить названия персонажей сценария, если это не связано с переработкой сценария, только при наличии определенно выраженного согласия на это автора сценария. При отсутствии такого согласия автор сценария в зависимости от обстоятельств вправе предъявить к организатору создания фильма требования, предусмотренные п.п. 1 и (или) 3 ст. 1251 ГК РФ.

Если же наименования персонажей изменяются в рамках правомерной переработки сценария (то есть в рамках создания нового сценария), такое изменение не требует получения отдельного согласия автора перерабатываемого сценария. Иными словами, в последнем варианте возможность изменения наименований персонажей предполагается, поскольку если при создании фильма используется уже производное (новое) произведение, в результате такого использования не может быть затронуто личное неимущественное право автора оригинала на неприкосновенность произведения.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Штукатурова Татьяна, Александров Алексей.