Вопрос-ответ

Организация планирует заказать к новому году рекламную продукцию - 50 штук квартальных календарей. При изготовлении календарей будут использованы фотографии, размещенные в сети Интернет.

Не будут ли в данной ситуации нарушены авторские права? Что следует сделать для получения права на использование фотографий?

В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства. Это положение распространяется и на использование в рекламе результатов интеллектуальной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, являются результатами интеллектуальной деятельности и объектами авторских прав.

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение) (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Другие лица не могут использовать соответствующее произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом.

Виды использования произведений перечислены в п. 2 ст. 1270 ГК РФ, среди них, в частности, указаны и изготовление одного или более экземпляров произведения или его части, их распространение, а также переработка самого произведения. Иными словами производство и распространение указанной в вопросе продукции представляют собой использование произведения (фотографии).

Использованием произведения признается и доведение его до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (в частности, размещение произведения на сайте в сети "Интернет"). Вместе с тем само по себе то обстоятельство, что произведение размещено (правообладателем или иным лицом) в открытом доступе, не означает, что любое лицо вправе беспрепятственно использовать его, поскольку в силу п. 1 ст. 1229 ГК РФ отсутствие запрета на использование не считается согласием (разрешением).

Следовательно, если в рассматриваемом случае произведение не перешло в общественное достояние вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права (п. 4 ст. 1256, ст. 1281 ГК РФ), для получения права на его использование (в том числе при производстве рекламной продукции) необходимо обратиться за разрешением на такое использование к лицу, обладающему исключительным правом на произведение. Использование произведения без согласия правообладателя является нарушением и может повлечь ответственность в виде обязанности возместить правообладателю убытки или выплатить компенсацию (ст.ст. 1250, 1301 ГК РФ). Отметим, что вопрос о наличии оснований для возложения на лицо, использовавшего произведение, предусмотренной законом ответственности за неправомерное использование, решается судом с учетом конкретных обстоятельств, в том числе с учетом наличия доказательств принадлежности исключительного права (либо права использования произведения) конкретному лицу (смотрите, например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2011 г. N 08АП-6180/11, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2011 г. N 12АП-3050/11, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2012 г. N 18АП-4332/12, п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 15, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 24 августа 2012 г. по делу N 11-15893).

Указанием на наличие у произведения (в том числе фотографического) правообладателя может служить знак охраны авторского права, который включает в себя в том числе имя или наименование правообладателя (ст. 1271 ГК РФ). Однако использование этого знака является правом, а не обязанностью правообладателя. Иными словами, отсутствие знака охраны само по себе не свидетельствует о возможности использования произведения без согласия правообладателя. Поэтому до начала использования произведений, размещенных на Интернет-сайте, следует в любом случае получить на это разрешение правообладателя, установив это лицо, например, путем обращения к администрации сайта или лицу, указанному на сайте в качестве правообладателя, и заключив с ним лицензионный договор (ст. 1286, ст. 1235 ГК РФ).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Широков Сергей, Александров Алексей.